3) Г. М. Иванова определяет послевоенный ГУЛАГ как “символ массового беззакония”, “преступного нарушения прав человека”, “чудовищную по своей жестокости и масштабам политику” и т. п. (с. 209). Нет сомнения, что эти определения уместны по отношению к тем или иным конкретным фактам из “практики” МГБ и МВД 1946—1953 годов. Но объективное изучение реального положения дел показывает, что по сравнению с непосредственным временем революции и гражданской войны, коллективизацией и тем, что называют обычно “тридцать седьмым”, в послевоенные годы уже совершенно иная ситуация.

Кстати сказать, это признает в некоторых фразах своей статьи сама Иванова, правда, делая это как бы сквозь зубы или даже тенденциозно перетолковывая сообщаемые ею факты. Так, например, она говорит об указе 1947 года об отмене смертной казни, но тут же утверждает, что указ этот-де только “ухудшил” положение: “...отмена смертной казни развязала руки уголовному миру” (с. 227). Далее, сказав о восстановлении смертной казни 12 января 1950 года, она сообщает, что за следующие четыре года “было расстреляно около четырех тысяч человек, осужденных за контрреволюционные и государственные преступления” (с. 231), но не считает нужным напомнить читателю, что в иные довоенные годы выносилась не одна тысяча, а по три сотни тысяч смертных приговоров!

Но важнее всего другое. По сути дела, абсолютное большинство заключенных послевоенных лет предстает в статье Ивановой как абсолютно безвинные жертвы “массового беззакония”, “преступного нарушения прав человека” и т. п., к тому же само их количество, по ее определению, — “чудовищное по масштабам” (хотя, как уже сказано, количество осужденных в 1985 году при Горбачеве было почти таким же, как в 1947-м при Сталине...). И вообще сами лагеря существовали в 1946—1953 годах для того, чтобы, по словам Ивановой, “уничтожать” в стране “инакомыслие и вольнодумство”. Правда, в одной уже цитированной беглой фразе она сообщает, что с 1947 года “главной фигурой ГУЛАГа” был не кто иной, как расхититель, но это сообщение в сущности полностью заглушается громогласными общими положениями о “массовом беззаконии”, “преступном нарушении прав” и т. п.

Да, хищения карались нередко слишком жестоко, и это понятно: “революционная” беспощадность еще не была изжита ** . Но жестокий закон о хищениях, принятый в 1947 году, был все же законом, последствия нарушения которого были доведены до сведения населения, и поэтому многие сотни тысяч осужденных расхитителей некорректно называть жертвами “преступного нарушения прав человека”.

4) Но обратимся к политическим заключенным. Всего за семь лет (1946—1952) по политическим обвинениям было осуждено 490714 человек, из которых 7697 (1,5 процента) получили (в 1946-м — начале 1947-го и в 1950 — 1952-м) смертные приговоры, 461017 человек отправлены в заключение, остальные — в ссылку [233] .

Цифры, конечно же, страшные ** , но следует знать, что большинство этих людей было репрессировано за сотрудничество с врагом во время войны; характерно, что более 40 процентов из этого количества были осуждены за первые два года из семи (1946-й и 1947-й). Об этом (поскольку невозможно отрицать бесспорные факты) говорит в своей статье  и Иванова, но говорит весьма “специфически”: “...в первые послевоенные годы наметилось явное ужесточение карательной политики , острие которой репрессивные органы направили в первую очередь против тех, кто по разным причинам общались или сотрудничали с неприятелем” (с. 217. Выделено мною. — В. К. ).

Здесь особенно фальшиво слово “общались”, ибо оно в сущности внушает, что за любое “общение с неприятелем” жестоко карают. Заведомая фальшь состоит в том, что ведь так или иначе “общались с неприятелем” десятки миллионов людей, оказавшихся на оккупированных территориях...

Но хуже всего то, что Иванова определяет репрессии в отношении сотрудничавших с неприятелем людей как “ужесточение карательной политики”, присущее, мол, только нашей ужасной стране. Ведь она вроде бы не может не знать, что после войны и в европейских странах жестоко карали так называемых коллаборационистов (от франц. слова “сотрудничество”), хотя, если вдуматься, для этого на Западе было гораздо меньше оснований, чем в нашей стране. Так, например, во Франции были приговорены к смертной казни даже глава государства в 1940 — 1944 годах Петен *** и премьер-министр в 1942—1944-м Лаваль, хотя ведь страна официально капитулировала 22 июня 1940 года и, в основном, вошла в Третий рейх.

Принципиально иное значение имело сотрудничество с врагом тех или иных людей в нашей стране, которая четыре года сражалась с этим врагом не на жизнь, а на смерть. Поэтому усматривать (как это делает Иванова) некое уникально бесчеловечное “ужесточение карательной политики” в том, что в нашей стране пособников врага отправляли в заключение, можно только с заведомо тенденциозной точки зрения, которая по сути дела продиктована стремлением в наибольшей степени очернить  жизнь страны в те времена. Еще раз повторю: репрессии в отношении пособников врага в СССР были, если угодно, гораздо “законнее”, чем подобные репрессии в той же Франции, которая ведь в целом покорилась в 1940 году новой европейской империи.

Нельзя отрицать, что репрессии в отношении пособников врага были в СССР нередко чрезмерно жестокими, но порожденная мировой войной жестокость имела место, как видим, вовсе не только в нашей стране, и попросту безнравственно применять пресловутый двойной счет (как поступают многие и “туземные”, и зарубежные авторы), — счет, по которому то, что делается на Западе — как бы “нормально”, а то, что у нас, — ничем не оправдываемая жестокость.

Как уже сказано, по политическим обвинениям было осуждено в 1946 — 1952 годах 490 тысяч человек, преобладающее большинство которых обвинялось в сотрудничестве с врагом; не исключено, что такое количество пособников врага (а даже Г. М. Иванова признала — хотя и в одной беглой фразе, — что политические репрессии были тогда направлены “в первую очередь” против тех, кто “сотрудничали с неприятелем”) представится слишком уж громадным.

Но, как ни прискорбно, одна только “численность воевавших на стороне гитлеровских войск национальных формирований из числа народов СССР была свыше 1 млн. человек” (по разным подсчетам — от 1,2 до 1,6 млн.) [234] , — притом именно непосредственно воевавших на стороне врага, а не просто “сотрудничавших” с ним. Так что большое количество репрессированных за сотрудничество с врагом — вполне объяснимо...

Скрупулезный и истинно объективный исследователь ГУЛАГа В. Н. Земсков показал, что едва ли не большинство политических заключенных послевоенных лет принадлежало к тем народам, которые надолго оказались на оккупированной врагом территории страны (украинцы, прибалты, молдаване и др.) [235] и имели, так сказать, полную свободу сотрудничества с врагом...

Это не значит, что в те годы вообще не было иных политических репрессий (и ниже о них еще пойдет речь), но по сравнению с довоенным временем масштабы таких репрессий очень значительно сократились, а кроме того (о чем уже сказано), кардинально сократилось количество смертных приговоров.

*   *   *

В связи с вышеизложенным нельзя не затронуть еще одну острую проблему — переселение (“депортацию”) на восток страны ряда народов, обвиненных в сотрудничестве с врагом, — начиная с издавна живших в России немцев, которые после 1917 года создали “Автономную советскую республику немцев Поволжья”. Здесь опять-таки встает вопрос о “двойном счете”.

Скажем, в изданном массовым тиражом в 1993 году трехтомнике под названием “Так это было. Национальные репрессии в СССР. 1919 — 1952 годы” Указ от 28 августа 1941 года о переселении немцев Поволжья толкуется как совершенно беспрецедентная акция, возможная лишь в нашей чудовищной стране и к тому же направленная-де именно против нации , то есть имеющая смысл геноцида * . Особенно неслыханно, мол, следующее (цитирую указанное издание “Так это было”): “Задолго до прихода оккупантов были приняты срочные ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ (так и набрано — заглавными буквами. — В. К. ) меры в отношении советских немцев Поволжья... Всех — на восток”. Такова “грань нашей советской истории” [236] .

И ведь в самом деле враг подошел близко к Республике немцев Поволжья лишь спустя год, и “предупредительная” репрессия вроде бы может быть истолкована в плане “дикости” нашей “ненормальной” истории. Однако ведь после нападения Японии 7 декабря 1941 года на военно-морскую базу США на Гавайских островах, расположенных в 3500 км (!) от берегов Америки, было обращено сугубое внимание на лиц японского происхождения, живших в этой многоэтнической стране:

“19 февраля 1942 г. президент отдал распоряжение о водворении 112 тыс. таких лиц (имелись в виду все находившиеся в США. — В. К. ) в специальные концентрационные лагеря (а не переселение их на запад страны! — В. К. ). Официально это объяснялось угрозой японского десанта на Тихоокеанское побережье Соединенных Штатов. Солдаты американской армии при содействии местных властей быстро провели эту операцию. В лагерях был установлен жесткий режим” [237] .

Предположение о японском десанте на территорию США было совершенно безосновательным, а в СССР враг за два месяца, к 28 августа 1941 года (когда был издан указ о поволжских немцах), уже продвинулся на 600—700 км в глубь страны, и ему оставалось пройти примерно столько же до Поволжья... И ясно, что акция властей США была гораздо менее оправданной , чем аналогичная акция властей СССР.

Я отнюдь не хочу сказать, что не следует скорбеть по поводу страданий, испытанных немцами Поволжья, а также, разумеется, и другими переселенными на восток в ходе войны народами страны; речь идет лишь о том, что неверно (и бессовестно!) толковать эти акции как выражения не тогдашнего состояния мира вообще, а “злодейской” сущности нашей страны.

Могут возразить, что в США отправили в концлагерь японцев, а не представителей какой-либо другой нации, не напавшей прямо и непосредственно на США, а в СССР были переселены на восток, например, четыре кавказских народа — балкарцы, ингуши, карачаевцы и чеченцы. В уже цитированном издании “Так это было...” поставлена задача категорически отвергнуть “концепцию мотивированности этого переселения, “обоснованность” сталинской акции” (с. 10).

Но вот датированный 6 ноября 1942 года (то есть в разгар битв за Сталинград и Кавказ) документ германской службы безопасности “Общее положение и настроение в оперативном районе Северного Кавказа”, составленный на основе донесений из западной части этого “района”. Констатируя “неопределенность” поведения адыгейцев и черкесов , документ вместе с тем подчеркивает (выделяя ряд слов) следующее:

“Когда немецкие вооруженные силы вошли в Карачаевскую область, они были встречены всеобщим ликованием . В готовности помочь немцам они превзошли самих себя. Так, например, айнзацкоманда полиции безопасности и СД, прибывшая в начале сентября в расположенную южнее Кисловодска карачаевскую деревню, была принята с воодушевлением, сравнимым с днями присоединения Судетской области * . Сотрудников команды обнимали и поднимали на плечи. Предлагали подарки и произносились речи, которые заканчивались здравицей в честь фюрера... К этим предложениям присоединились также представители балкарцев ... Примечательным является стремление примерно 60000 балкарцев отделиться от кабардинцев и присоединиться к карачаевцам, насчитывающим 120000 жителей. Обе племенные группы выразили свое единение с Великой германской империей”. Упомянут также и совсем иной “опыт, полученный... в населенном кабардинцами месте Баксан... жители все больше отстранялись и в конце концов творили с вражескими силами (вражескими для немцев. — В. К. ) общее дело” [238] .

Особенно выразительно здесь разграничение балкарцев и карачаевцев и, с другой стороны, адыгейцев, черкесов и кабардинцев, которые явно не имели намерения “объединиться с германской империей” и, естественно, не подверглись позднее переселению, — как и осетины. И еще следует вспомнить, что с ноября 1943-го до марта 1944-го, когда было предпринято переселение на восток балкарцев, карачаевцев, ингушей и чеченцев, фронт проходил сравнительно недалеко от Кавказа...

Еще раз повторю, что испытаниям, выпавшим на долю переселяемых народов, нельзя не сострадать, но едва ли уместно говорить о полной “необоснованности” этой акции в условиях смертельной борьбы с врагом.

Вместе с тем должен признаться, что до недавнего времени характер этой акции представлялся и мне самому необоснованным и не могущим быть оправданным, ибо переселяли народы в целом , включая детей и женщин, хотя вполне ясно (особенно в силу принадлежности этих народов к исламу), что в реальном сотрудничестве с врагом могли быть повинны только мужчины.


[««]   Вадим Кожинов Россия. Век XX (1939-1964) Опыт беспристрастного исследования.   [»»]

Главная страница | Информация

Hosted by uCoz