© И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова

  Посвящаем эту книгу памяти Александра Николаевича Радищева

НОВОЕ ВРЕМЯ - НОВЫЕ ДЕТИ?
И. Я. Медведева
Т. Л. Шишова


ВСТУПЛЕНИЕ

 

"Смотри всегда на сердца сограждан.
Если в них найдешь спокойствие и мир,
тогда сказать можешь воистину: се блаженны."

А. Н. Радищев

 Замысел книги возник у нас довольно давно, но, видимо, не случайно мы взялись за нее только сейчас. То, что вчера лишь смутно проступало, как очертания монумента, с которого еще не сняты покровы, теперь видно достаточно отчетливо. Покровы спали, многие вещи наконец названы своими именами. Это, с одной стороны, облегчает разговор, поскольку не приходится тратить время и силы на доказательство очевидного, а с другой, делает его более интересным, так как дает возможность заглянуть глубже, попытаться угадать то, что до поры до времени скрыто, однако неизбежно проявит себя. И может быть, даже раньше, чем мы думаем.

 До последнего времени мало кто откровенно говорил, что в нашей стране строится капитализм. Сначала это называлось "обновленным социализмом", "социализмом с человеческим лицом", потом именовалось "рынком", "рыночными отношениями", "построением демократического государства", "реформой" и прочими эвфемизмами. Ныне о капитализме говорят открыто и уверенно как о некоей данности и спорят уже о его разновидности: какая модель , какой путь, какой вариант более приемлемы для России? И в этой связи звучит тема "особого русского пути". Одни говорят об этом с надеждой, другие с раздражением: дескать, все у нас не как у людей. Но факт остается фактом: скоро о национально-культурном своеобразии не будет говорить разве что самый ленивый или "мальчик наоборот", которому просто в силу своего характера противно петь в общем хоре. Но "особый русский путь", при всей справедливости и внутренней оправданности этого термина,-лишь новый эвфемизм, ибо за трогательным внешним единодушием скрывается все та же, если не большая, многоголосица мнений, чем в период "всенародного обсуждения" перспектив построения "нового общества". Пожалуй, нигде так причудливо не переплетаются воззрения и пристрастия разных эпох, как в пресловутом "русском вопросе". И пристрастия играют здесь главенствующую роль.

 "Стань таким, как я хочу!" - пелось в известной песне шестидесятых годов, и это, на наш взгляд, можно назвать сейчас лейтмотивом рассуждений о будущем страны. Кто-то хочет видеть в России монархию (и себя, разумеется, на одной из верхних ступенек иерархической лестницы), кто-то "американско-шведско-финскую модель", помноженную на русский размах (в газетах очень любят рассказывать про то, как приезжая за границу, "новые русские" заказывают все самое дорогое и потрясают европейцев своими тратами; в одном издании даже было написано про бизнесмена, который тратит по десять тысяч долларов в... час!). Кто-то представляет себе патриархальную лепоту и, не уточняя реалий, мечтает вернуться в Золотой век. Спектр мнений, разумеется, этим не исчерпывается, но, наверное, и "сказанного довольно".

 Мы же попытаемся вглядеться в уже существующее, народившееся и трансформировавшееся, попытаемся понять его независимо от того, нравится оно нам или не нравится. А главное, попробуем угадать, куда же все это вырулит и какие мины заложены в настоящем (если, конечно, заложены). Объектом нашего исследования будут дети. Не только те, которых приводят к нам на психологическую консультацию - иначе нам можно будет бросить упрек, что мы распространяем наблюдения за патологией на все общество (хотя о стремительном росте невротизации и психотизации в последние годы говорят и психиатры, и социологи и многие другие специалисты). Думаем, не нужно долго объяснять, почему именно дети интересуют нас в разговоре о будущем. Но кроме вполне очевидного аспекта есть и другой. По нашим наблюдениям, у многих людей, в том числе и взрослых, нарушено или не до конца сформировано словесно-образное мышление: слова далеко не всегда вызывают в их представлении яркие, полнокровные образы. Разговор о конкретных случаях, конкретных детях переведет рассуждения об абстрактном будущем в другую плоскость. И может быть, что-то вполне известное и даже вроде бы примелькавшееся, вдруг увидится другими глазами.

 Особенно пристально мы будем смотреть на детей богатых, преуспевающих родителей. И вот почему. Мы уже не раз и не два слышали, что стремительное социальное расслоение вскоре приведет к возникновению "золотого города" на фоне нищей деревни: кучка богачей будет жить в четырех-пятиэтажных особняках и наслаждаться всевозможными благами, тогда как остальная, подавляющая часть населения будет ввергнута в чудовищную нищету и страдания. При этом счастье кучки не вызывает сомнений, оно аксиоматично. Однако мы все же позволили себе задаться вопросом: а так ли уж будут счастливы дети "новых русских" в российской реальности, которую - слава Богу, теперь это признают даже те, кто еще пару лет яростно доказывал обратное - не удалось столкнуть с традиционных рельс? Позволит ли им быть счастливыми русская культура, религия, почва?

 Мы не надеемся, что эта книга всем понравится. По сравнению с "Книгой для трудных родителей" в ней встречаются более резкие оценки, затрагиваются болезненные для кого-то темы. Это неудивительно, ведь первая книга написана еще до расстрела Белого дома и войны в Чечне - событий, во многом и для многих поставивших точки над i. Мы не любим разговоров о грядущей катастрофе, но с другой стороны, когда оглядываешься назад, на совсем недавнее прошлое, начинает кружиться голова - так стремительно все происходит. В брежневские времена шутили: "Сядем в вагон, задвинем шторы и сделаем вид, что едем". Теперь тоже хочется задвинуть шторы, да только вагон действительно едет. И не просто едет, а стремительно несется. А вот под откос или нет - во многом (хоть и не во всем) зависит от нас с вами. Мы, во всяком случае, в это верим.

 29 октября 1995 года.

Глава I УРОКИ ПЕСОЧНИЦЫ

 Любая эпоха возлагает большие надежды на молодежь. В переломные же периоды эти надежды перерастают в упования. "Коммунизм - это молодость мира, и его возводить молодым". Капитализм, правда, при всем желании молодостью мира не назовешь (в Нидерландах, например, буржуазная революция победила в XVI веке), но вторая часть лозунга нисколько не утратила актуальности. И в печати, и по телевидению, и с трибун, и в личных разговорах уже несколько лет звучит "молодежный лейтмотив", который обобщенно можно сформулировать примерно так: "Когда подрастет не порченное заразой социализма поколение и у руля политики, экономики, культуры станут люди, воспитанные без этих ложных позавчерашних идеалов, вот тогда в России начнется нормальная жизнь".

 Кажется очень убедительным. И если посмотреть невооруженным глазом на сегодняшних детей, увлеченных компьютерными играми, представляющих себя то ниндзей-черепашкой, то Бэтменом, не хлопающих, а свистящих и улюлюкающих перед началом спектакля в кукольном театре, можно подумать, что это и вправду "племя младое, незнакомое". Настолько незнакомое, что ему даже трудно сказать "здравствуй" - с языка как-то само слетает слово "привет".

 А уж когда слышишь вопросы типа: "Кто такие пионеры?" или "А Ленин действительно был Антихристом?", последние сомнения улетучиваются. Да... "Им жить при..." Ну, в общем, при очередном заветном "изме". Опять лозунг старый, только "изм" новый. Ну, и, пожалуй, интонационный акцент поменялся - жирное ударение на первом слове: дескать, не вам, ископаемым, а им - молодым.

 Обычно говоря "видно даже невооруженным глазом", подразумевают, что уж вооруженным-то тем более. Будем считать, что наша тема в этом смысле исключение. В данном случае "вооруженным глазом" можно увидеть не то же самое с еще большей отчетливостью, а нечто другое. Часто общаясь с детьми разного возраста, мы вновь и вновь убеждаемся в том, что они на удивление старые, наши новые дети. Впрочем, нас это уже и не удивляет. Ну, скажите, кто, где, в какой пробирке будет выращивать "совсем другое" поколение? И на каком "питательном бульоне"?

 Пока что дети воспитываются не в пробирке, а дома, в детском саду, в школе. Крупнейшие психологи, в том числе Юнг, Пиаже, Выготский, Узнадзе, писали о колоссальном значении установок, полученных в раннем возрасте. Такие установки вполне сопоставимы с понятием "импринтинг", "первообраз". Существуют не только зрительные, слуховые и осязательные импринтинги, но и этические. Вытесняясь вместе с ранними воспоминаниями, этические первообразы (как, впрочем, и воспоминания), вытесняются не вовне, а вглубь. На дно человеческой памяти, в сферу бессознательного. Что это означает на деле? А то, что человек иногда может не понимать, почему он поступает так, а не иначе, почему не в силах через что-то перешагнуть, чего-то совершить, откуда идут импульсы, побуждающие его с легкостью делать одно и упорно мешающие делать другое.

 А какие установки получает у нас ребенок, когда он еще "пешком под стол ходит"? Каковы его первые опыты социальных контактов? Вот типичная сценка в песочнице.

 Малыш лет двух-трех хватает понравившуюся ему чужую игрушку. Хозяин игрушки, тоже малыш, пытается отобрать ее, и когда попытка заканчивается неудачей, с ревом бежит к маме. Но первой, как правило, реагирует мать обидчика.

 - Отдай немедленно! Это не твое! - кричит она и тут же начинает оправдываться перед мамой обиженного: - Полно своих машин, и такая тоже есть. Только что купили. Вечно ему чужое надо схватить!

 - Да пускай поиграет, - поспешно отвечает вторая мама и пытается увещевать плачущего сына: - А ты не жадничай. Он поиграет и отдаст. Надо делиться, ты же добрый мальчик.

 Первая мама роется в сумке, достает машинку или конфету, протягивает ее малышу.

 Вторая мама (первой): Ой, да не надо! Да что вы! (Своему ребенку) Вот видишь? Ты поделился и с тобой делятся.

 И обе женщины, довольные своими педагогическими талантами и друг другом, улыбаются.

 Вроде бы пустяковый эпизод, а при этом в нем заключены важнейшие этические коды. Что сообщается детям? Прежде всено, что жадность - это порок, и обязательно надо делиться. Кроме того, щедрость вознаграждается, причем не запрограммированно, не рационально (ты мне, я тебе), а свободно, по велению души. Ведь конфетку обиженный ребенок получил не от своей мамы в качестве педагогического поощрения и не по предварительному договору с чужой матерью (ты моему сыну машинку, а я тебе конфетку). Это произошло неожиданно, спонтанно и вместе с тем как-то очень естественно. С другой стороны, нельзя сказать, что детям не прививается пониятие "свое - чужое". Обратите внимание, первая реакция матери маленького "экспроприатора" - пресечь посягательство на чужую собственность ("Отдай немедленно! Это не твое!"). Но интересно, что ответная реплика ("Да пускай поиграет") тормозит возвращение собственности в руки хозяина. Как правило, взрослые не торопятся выхватить отнятую игрушку. Скорее всего, она будет сразу же возвращена хозяину лишь в том случае, если он среагирует не просто негативно, а бурно негативно - допустим, забьется в истерике. И скорее всего, такая реакция вызовет всеобщее недовольство (в том числе, и недовольство его матери, которой станет стыдно за сына-жадюгу).

 Мысленно слышим саркастический вопрос: - А в других странах, по-вашему, детей не приучают делиться? Это только у нас, да?

 Нет, конечно. Мы не знаем культуры, которая бы восхваляла и воспитывала в детях жадность (как и вообще любые пороки). Но суть в акцентах, оттенках, нюансах. Одно дело воспитывать щедрость, а другое - разумную доброту. Можно призывать снять с себя последнюю рубашку, а можно - отдать излишек. Скряги и скупцы осмеиваются в самых разных культурах, но согласитесь, расчетливость и бережливость не у всех народов фигурируют в числе главных добродетелей. Помните? Слова про "умеренность и аккуратность" Грибоедов вложил в уста Молчалина.

 Но вернемся к сцене в песочнице, наблюдая которую мы оценили поведение матерей как совершенно правильное, что называется, "педагогическое", и попробуем представить себе, какую оценку дали бы этой сцене "независимые наблюдатели", исповедующие другую этику. Скажем, протестантскую. Им бы поведение взрослых, вероятно, не показалось бы столь безупречным. Прежде всего они вряд ли одобрили бы вялую реакцию матери обидчика, которая ограничилась словесным замечанием, а не поспешила отнять у сына чужую игрушку. С другой стороны, их могли бы неприятно поразить слова " вечно ему надо чужое схватить", ведь в культурах, в которых осуждается малейшеее посягательство на собственность, это очень тяжкое обвинение. В рамках протестантской этики куда тактичнее прозвучала бы фраза типа "Не понимаю, что на тебя сегодня нашло?", подчеркивающая случайность, неожиданность происшедшего.

 Но вот что особенно интересно. Быть может, наибольшие нарекания вызвала бы другая мать, которая, с нашей точки зрения, повела себя в данной ситуации безупречно. На ее глазах по отношению к ее ребенку был грубо попран закон, который по-английский кратко можно сформулировать словом "privacy" . А по-русски даже трудно перевести (на что уже не раз обращали внимание наши публицисты). Скажем так: privacy - это неприкосновенно-интимно-собственное. А мать? Она же еще и "баллон катит"! "А ты не жадничай!" Хотя причем тут жадность? Он протестует против посягательства на свою собственность.

 Но промахи матери на этом не кончаются. Мало того, что она не помогает сыну вернуть игрушку, так еще и совершает откровенное насилие над его волей. Какова ее последняя реплика? " Ты поделился, и с тобой делятся". А ведь он ее не уполномачивал за себя решать. Он - не поделился! Она за него все решила и насильно назначила его щедрым. Разве это не нарушение прав ребенка?

 Мы разобрали здесь два столь разных подхода к одной и той же ситуации вовсе не для того, чтобы определить, "кто самее". Нам хотелось на простом примере показать другое: глубинные, архетипические различия культур проявляются буквально на каждом шагу, начиная с первых шагов ребенка. И очень многое в жизнеустройстве целого общества, государства, в структуре власти и т.п. есть отражение, пусть в более сложном виде, таких вот архетипических моделей поведения.

 И под этим углом зрения как-то особенно отчетливо видишь, насколько тщетны попытки кардинально реформировать жизненный уклад огромного народа. Для этого необходимо произвести полную трансплантацию, стопроцентную замену культурной ткани, т.е. надо завести (или завезти?) другой народ. Даже если не касаться нравственных аспектов подобной операции, стоит задать себе хотя бы такой вопрос: а реально ли это?

 - Да все это натяжки! Мы никогда не станем американцами. Этого смешно бояться, - такие восклицания мы слышим все чаще и чаще. (Характерно, что они исходят главным образом от тех людей, которые совсем недавно восклицали прямо противоположное и на каждом шагу приводили Америку в качестве примера для подражания. А чуть раньше, до сожжения партбилета, так же пылко рассказывали об очереди безработных за бесплатной похлебкой и о том, что Нью-Йорк - город контрастов. Короткая память этих людей настолько гротескна, что, право, заслуживает отображения в художественной литературе.) Но когда начинаешь разбираться, в чем, по мнению таких людей, заключается особый, ни на кого не похожий путь России, то вскоре понимаешь: первоначальные планы по трансплантации не отринуты. Просто они в ходе операции претерпели некоторые изменения. А именно: больному решили оставить кожу. Дескать, не надо волноваться, ваших традиционных ценностей - valenki, matrioshka, vodka - у вас никто не отнимет. Пожалуйста, пляшите в кокошниках, пойте фольклорные песни, возрождайте народные игры, праздники, обряды. А уж кой-какие внутренние органы - не обессудьте, придется пересадить. Смелый, конечно, эксперимент, больной может и помереть, но ничего не попишешь, без этого у России нет будущего.

 А что такое в данном случае пересадка внутренних органов? Это попытка кардинально изменить систему отношений в обществе. И прежде всего отношений собственности.


[««]   И.Я. Медведева Т.Л. Шишова "НОВОЕ ВРЕМЯ - НОВЫЕ ДЕТИ?"   [»»]

www.kara-murza.ru

Hosted by uCoz