ПЕРВЫЕ ШАГИ К ПОБЕДЕ Author: Сергей Кара-Мурза
Title: ПЕРВЫЕ ШАГИ К ПОБЕДЕ
"Завтра", No: 35(300)
Date: 01-09-99

     
      ВЕТЕРАНЫ-ПОБЕДИТЕЛИ в лице В.Варенникова призвали нас объединиться под знаменем Победы. Надо понимать, что НПСР заканчивает свое бытие - так же, как закончил свои дни Фронт национального спасения. Без подведения итогов и без выяснения причин несостоятельности. Политики лепят блоки, фронты и избирательные списки по неведомым нам признакам. Что ж, на то и политика. Мы так до сих пор и не знаем, почему вечный враг Ленина и большевиков Троцкий приехал летом 1917 года из Америки с целой бригадой резвых молодцов и вдруг занял второе место в партии, а его молодцы - важнейшие посты. Значит, иначе было никак нельзя, и пришлось их потом выковыривать с кровью.
     Но победа - не политика. Это символ святой и почти для каждой семьи потаенный. За ним - наши мертвые, которые еще и в третьем поколении нас не оставили. Такие символы позволительно вытаскивать лишь в последнем бою, надев чистую рубаху. Понимают ли наши "члены президиумов", какое знамя выбрасывают, к чему оно их обязывает? Подумали ли они семь раз, прежде чем отрезать?
     Нам-то внизу легче. Грань между жизнью и смертью почти стерлась. Все эти "согласия ветвей власти" и "круглые столы" Селезнева с Чубайсом для нас уже безразличны, да нам и не сообщают, о чем они там переговариваются. Так что нам терять нечего. Поддержим и этот последний призыв. А обманут - оставим правнукам записку с именами иуд и подохнем. Другие подрастут, умнее нас. Как-нибудь вытравят семена продажного номенклатурного сословия и наведут порядок. Может, русский корень опять пробьется.
     Когда говорят слово "Победа", то сжигают корабли. Это - слово тотальной войны, когда нет надежд ни на мирный договор, ни на великодушие врага. Когда зовут на войну, не прельщают "одобрительными телефонными звонками и факсограммами, которые обрушились на "Советскую Россию". Лучше скажите: за что война, над кем победа, кто будет рядом с нами и сзади. Как идти на войну, если то Говорухин воткнет тебе нож в спину, то Шафаревич. Кто нас снова пошлет на Останкино: Руцкой?
     Когда идешь в бой, тебя ведет образ Родины. Это так, но одной метафизикой, вероучением и прочими небесными материями не обойтись. Что бы ни говорили наши идеалисты, родина становится матерью, когда в ней справедливо жизнеустройство. Справедливо в главном, а не в мелочах, и к народу, а не лично к тебе (хотя есть мелочные люди, отщепенцы). Сила Красной Армии в гражданской войне была не только в идее, а и в том, что 9 миллионов семей красноармейцев получали от советской власти паек.
     Так что первое, что вправе спросить человек, которого зовут на войну добровольцем: в чем ваша справедливость, кто даст кусок хлеба моей вдове и детям, какое жизнеустройство вы установите после Победы? Пока у нас были НПСР и "круглые столы", ясно на этот вопрос не отвечали, но теперь молчать нельзя. Язык войны должен быть простым и четким, так что пусть будущие командиры потрудятся ответить. Или, пока не поздно, уберут в чехол знамя Победы и сдадут его в Исторический музей.
     Последнее, что удалось понять из документов НПСР, сводится к тому, что он за рыночную экономику и, придя к власти, не допустит уравниловки. Я спрашиваю: снимаются эти программные положения? Если они сохраняются, то о какой победе речь? Именно разрушение нашего нерыночного хозяйства и устранение уравниловки привело нас к поражению. С кем же ведется война?
     Надо все-таки объяснить, в чем мы видим суть поражения? Для меня поражение в том, что старуха просит на хлеб в метро, а бывший ученый катит тележку в свой ларек. Это - результат рынка, который так нравится НПСР. И вовсе не "дикого рынка", который якобы испортил Чубайс, а сделал бы хорошим Маслюков. При рынке России наука будет не нужна. А без уравниловки русская старуха так и будет просить на хлеб. За что же я должен буду воевать? За то, чтобы "Уралмаш" и "Красное Сормово" у Кахи Бендукидзе отнял какой-нибудь Колупаев, а вместо Березовского в "ЛогоВАЗе" сел Разуваев? Зачем для этого война? Они и так скоро договорятся, на "круглых столах". В Мексике американцы владеют почти всей промышленностью, но ни одной англо-саксонской фамилии не мелькает.
     Если надеваем тельняшки и называем пароль "Победа", мы обязаны содрать с себя паутину туманных идеологических понятий. Они были нужны, чтобы ходить на "круглые столы" в "приличное общество" - но, похоже, вошли в привычку. "Рыночная экономика" - из числа таких слов. Это ведь просто капитализм. Так и пусть его Чубайс строит, он это сделает лучше, чем коммунисты. А что значит "смешанная экономика"? И в Италии смешанная - у нас будет так же? Но в Италии государственное предприятие действует на рынке труда как капиталист, только прибыль идет в казну. А мы-то ждем другого! Мы ждем, что государственное предприятие у нас будет социалистическим, а частный предприниматель будет уважать трудовой коллектив как разновидность артели. А значит, в России никто не будет страдать от голода и холода - и социализму, и артели присуща уравниловка, право на жизнь для каждого, минимум благ каждому сыну Родины.
     Я не потому требую ответа, что мне хотелось бы вернуться к тупости плановой системы. Да, она задушила много энергии и много инициативы. Автобус от станции ходит раз в два часа, а попробуй мужик подработать на своем "Москвиче" - за кустом его стережет инспектор ГАИ. Тупость. Но в тысячу раз хуже, если нас от тупости плана загонят в "рынок", в тупость наживы: теперь автобус вообще не ходит, а денег заплатить частнику почти ни у кого нет. И старики плетутся с рюкзаками.
     Почти каждому сегодня ясно: ориентация на "рынок" с идеей "Победы" несовместима, и надо делать выбор. Хватит сидеть на двух стульях. Расшифруйте слово "Победа"! Это прежде всего восстановление минимума независимости. Этот минимум - кормить себя самим. Нельзя же проклинать "мировое зло" и выпрашивать у него кредиты на хлеб. Может ли Россия сегодня восстановить разгромленное сельское хозяйство на началах рыночной экономики? Нет, не может. Чтобы пополнить только тракторный парк до ничтожного уровня в 10 машин на 1000 га (при европейской норме 120 машин), надо сразу дать селу 1 млн. тракторов. Это - весь годовой госбюджет России. Но тракторы - лишь часть необходимой базы. Не меньше стоит удобрить одичавшую почву, восстановить парк грузовиков и комбайнов, пополнить вырезанное на 2/3 стадо. Денежные средства, потребные для этого при рыночных отношениях, находятся вне зоны мыслимой реальности. Нечего о них и говорить.
     После войны за два года достигли довоенного уровня промышленного производства - при том, что была разрушена половина европейской части страны, основная промышленная зона. Как этого добились? Откуда взялись такие финансовые средства, без займов и плана Маршалла? Только с помощью хозяйства, основанного на нерыночных, безденежных принципах.
     Второй признак победы - восстановление жизнеспособности и здоровья населения. Отчего умирают и болеют наши люди? От тяжелого удара бедности, от нехватки денег на молоко и на лекарства. Сегодня обеднение половины народа столь глубоко, что доведение потребления бедняков до минимального уровня потребует сразу около 140 млрд. руб. Ясно, что таких средств при рынке и без "уравниловки" эти люди не получат и демографическая катастрофа приостановлена не будет.
     Кого мы обманываем, обещая продолжение курса рыночных реформ и в то же время поднимая знамя Победы? Давайте покончим с этой двусмысленностью. Зачем нам завлекать в наш стан тех, кто ненавидит тот строй, который только и совместим с победой и независимостью России? Чтобы они нам в критический момент выстрелили в спину?
     Повторяю, что восстановление народного хозяйства вместо устроения рыночной экономики ничуть не означает ни полного огосударствления, ни тотального планирования. Очень большое поле может быть оставлено и народным предприятиям, и частной собственности, и предпринимательству. Важно, в какие рамки все это поставлено и что "выбрасывается" на рынок. Давайте по этим вопросам наведем ясность, и тогда будет видно, кто с нами вместе, кто союзник, кто обещает до Победы сохранять нейтралитет, а кто будет воевать против нас. Как можно раз в полгода называть возможным союзником Явлинского, когда по всем главным вопросам он к мадам Олбрайт ближе, чем Ельцин!
     Говоря о союзниках, деятели НПСР обычно делают упор на "отечественных предпринимателях". Видимо, предполагается, что трудящиеся и так стройными рядами идут за оппозицией. Это ведь не так, особенно в отношении молодежи. Но раз уж речь о нашей новой буржуазии, поговорим о ней. Получить ясный ответ о том, что подразумевается под словом "отечественный", раньше не удавалось. Теперь уже отмалчиваться нельзя, раз это наши товарищи по окопу.
     Так кто "отечественный" - тот, у кого предприятие находится в России или тот, кто сам живет в России? В США есть ясные приоритеты в поддержке, которую государство оказывает предпринимателям: первые - американские хозяева предприятий, находящихся в США, вторые - иностранные хозяева предприятий, находящихся в США; третьи - американские хозяева предприятий, находящихся за границей. А как у нас? Граждане Израиля братья Черные, владельцы Красноярского алюминиевого завода - отечественные или нет? Кому будет поддержка (за счет нас), кто наши союзники?
     Второй вопрос еще более неприятен: когда, где и в каких выражениях представители "отечественных предпринимателей" заявляли о своем желании бороться "за нашу победу" со "всемирным злом"? Я говорю не об отдельных личностях, а о соци- альной группе. Как личности довольно многие крупные капиталисты помогали большевикам, но никому и в голову не приходило называть буржуазию союзником большевиков в революции. Решение отечественного предпринимателя открыто влиться в ряды борцов с МВФ и ТНК - или социальная аномалия (изменяет своему классу и своему бизнесу), или конъюнктурное желание нанести ущерб конкуренту чужими руками. На таких вещах нельзя строить доктрину народной войны.
     Установка на союз с буржуазией тем более странна, что в первых же заявлениях о блоке "За Победу!" все политические объединения, которые представляют предпринимателей, названы в числе именно противников. Не нейтральных, не наших попутчиков, а прямых врагов или их союзников. Вот беседа В.Чикина с А.Прохановым "Религия Победы". Здесь читаем, что "Правое дело" исповедует ценности "вредоносной группы". Согласен. Далее "Наш дом - Россия" - это "люди, построившие свое благополучие на трагедии и уничтожении отечественной промышленности", у Черномырдина "безоговорочная предательская политика". Ясное дело, враги. А что такое "Вся Россия"? Сказано: "от шаймиевской политики попахивает сепаратизмом - слишком много узкого национального эгоизма". Союзником таких вряд ли назовешь. А каков "театральный лужковский патриотизм"? Похуже шаймиевского: "В недрах этого "Отечества", которое лепилось с участием ястржембских и кокошиных, явно проглядывает зловещий ельцинский лик". Таким образом, из отечественных предпринимателей в явном виде бороться за победу, похоже, согласен один Семаго. К чему же тогда вся эта доктрина фантастических союзников, которая сразу отталкивает человека, живущего своим трудом? Так до ночи 4 октября 1993 года людям все твердили, что какие-то несметные дивизии идут на помощь Верховному Совету. Вот-вот Бабурин их приведет, уже поехал за ними.
     Теперь о врагах. Если уж война, а не рок-концерт, как у студентов Белграда с их глупой мишенью на груди, то надо говорить о врагах спокойно и точно. Мы же слышим странные и туманные речи: "Мы знаем этих врагов в лицо. И тех, что за океаном, в Международном валютном фонде, в Бильдербергском клубе, в штаб-квартире НАТО. И тех, что в России. Рано или поздно они заплатят и т.д.". Лица вообще-то роли не играют, это все личины. Нам бы их социальный портрет.
     Итак, первый враг - МВФ. Он, говорят, рано или поздно нам заплатит. Да он нам уже семь лет платит и платит, хотя и кряхтит. Коммунист Маслюков у МВФ просит денег, весь улыбками истекает, а коммунист В.Чикин включает в число "всесильных заклятых врагов, которые олицетворяют мировое зло". А потом один разрабатывает, а другой утверждает бюджет, основанный на займах МВФ. Как это понять? Давайте все же объяснимся. То мэрию громить нас посылают, то МВФ.
     Реальность такова, что правительство России с его "безоговорочной предательской политикой" приняло губительную для Россию программу МВФ, обязалось ее выполнять и под нее набрало огромную кучу долгов. Эту политику и эти долги год за годом утверждала Госдума, в том числе фракция КПРФ. Это - факт. Нельзя ущипнуть себя за руку, проснуться и с облегчением узнать, что все это был сон. Можно ставить вопрос о немедленном отказе от программы МВФ и о том, чтобы, выпрыгнув из собственной шкуры, немедленно же вернуть все долги. Но как можно при этом проклинать именно МВФ, а не самих себя? МВФ никогда не скрывал своего истинного лица, его программа изучена экономистами всего мира досконально, он от своих правил не отступил и никого не обманул. К чему эти проклятия? Ведь над ними можно только смеяться.
     Все мы знаем, что и понятие войны, и понятие победы изменились. Уже "холодная" война была войной нового типа, в которой надо было двигать не полки и танки, а идеи и слова. И если сегодня мы назовем Камдессю заклятым врагом, то меня не пошлют подкарауливать его с кирпичом в руке. И все же - над кем Победа? Если над всем Западом с Шаймиевым в придачу, то это напоминает новый вариант мировой революции (на революцию в России лимит исчерпан, а на мировую, видно, нет). Даже Сталин на такое не шел, он то заключал пакт с Гитлером, то союз с Черчиллем. Уж не говоря о том, что к тому моменту у него в тылу было почти полное единство.
     Я всей душой принимаю призыв Варенникова, но не могу согласиться с нашими штабными стратегами. Не так я вижу линию фронта и не так Победу.
     Я, как и Варенников, считаю, что мы - у последнего рубежа. И отступать нам уже некуда, и время переговоров и политического соперничества кончилось. Созрела война, и чем дальше, тем тяжелее будет ее исход и социальные жертвы. Повторяю, социальные жертвы, потому что главная арена войны - общественные отношения, а не преследование отдельных личностей. И Чубайс, и Березовский - символы (хотя очень возможно, что в случае победы им придется объясняться с прокуратурой и как личностям).
     За общественными отношениями стоят интересы. Те люди, которые выиграли от нынешнего строя, свои интересы понимают очень четко. Но защищать их они могут только деньгами и обманом. Когда нас пугают, будто стоит только их интересы затронуть, как сейчас же "начнется стрельба от Бреста до Тихого океана", то это блеф. Стрелять они сами не будут, их очень мало, и никто за них не будет - никто не рискует жизнью за чужие деньги и за чужие интересы. Краткая вспышка преступного террора может быть, да и то маловероятно. Социальную базу и силу "новым русским" могут создать только сами будущие победители - своими рассуждениями о "заклятых врагах".
     Так что нас ждет война за изменение общественных отношений. Она никак не сводится к обличению людей - носителей или даже выразителей этих отношений. Такие обличения должны быть лишь редкой иллюстрацией. А пока что наши пушки стреляют по ложным целям. Когда же речь заходит о главных целях, то тут раскола как будто и нет - "и мы за рыночную экономику!".
     Если же общественные отношения упоминаются в оппозиции, то почти исключительно в связи с распределением благ. Возьмем ту же беседу "Религия Победы". В чем выразится победа, в чем "ясная, краткая, как "Отче наш" программа"? Только ли в том, чтобы получить утраченные блага советского строя - низкие цены, бесплатный врач и учитель и т.д.? А как менять производственные отношения? И откуда же возьмутся все эти блага, если производство будет в частных руках, а доход от него также останется у хозяев? Это при условии, что производство вообще каким-то чудесным образом восстановится. Вот наш главный враг - мышление на уровне трехлетнего ребенка. В эту "ясную программу" вставлен лишь пункт "Установление контроля государства за развитием жизнеобеспечивающих производств и отраслей народного хозяйства". Никакого смысла в этом пункте нет - в любом самом рыночном государстве есть такой контроль, и очень жесткий, причем за всеми отраслями. Неужели инженер-экономист из Арзамаса, который написал это свое "желание" в газету, считает, что производство в тракторостроении России упало на 90% оттого, что было недостаточно "контроля государства"? Чубайс с Гайдаром недоглядели! Тракторостроение парализовано по причинам, вообще лежащим вне этой отрасли. Крестьяне не покупают тракторов, вот в чем дело. Ах, так? Усилить контроль государства за крестьянами! Что у нас с головой, товарищи?
     Если говорить на языке войны, то сегодня наше положение таково, будто наши войска поражены каким-то нервно-паралитическим газом. Мы живы, бродим, даже постреливаем куда-то. А между нами суетятся немногочисленные и щуплые мародеры, на всякий случай взрывают наши пушки, отравляют колодцы и обшаривают карманы. Какие же должны быть наши срочные действия? Оказать себе и бойцам первую помощь и организовать охранение. Пока не восстановится сознание, ни в атаку идти, ни большое наступление начинать, ни даже беглую стрельбу открывать нельзя.
     Давайте на первый случай определим хотя бы, какой рубеж мы будем отстаивать, если добьемся на выборах частичной победы. Если оппозиция не получит 2/3 мест в Госдуме, но хотя бы обеспечит возможность блокировать разрушительные действия мародеров. Причем действия только в рамках закона, ибо незаконных действий парламентским путем пресечь оппозиция не может, не надо и людей обнадеживать. Пока что как раз "ясной и краткой программы" мы не знаем. Если судить по "Экономической платформе НПСР", опубликованной в "Советской России", то как раз те рубежи, на защиту которых надеется простой человек, оппозиция готова сдать. Речь идет о купле-продаже земли и о жилищно-коммунальной реформе. Очень туманно об этом сказано в "платформе". А Маслюков в бытность вице-премьером даже заявил в Норильске, что социальную сферу надо, конечно, с плеч комбината снять и передать местным властям. Как так? Ведь это значит заморозить дома, как это и произошло во Владивостоке. Не могут местные власти оплачивать жилой фонд, и сами жители не могут. Так что сохранение этого осколка советского строя оппозиция должна отстаивать до тех пор, пока не поправятся дела. Но признаков улучшения пока нет. Пусть сохранение уравнительной оплаты жилья и тепла - маленький рубеж в нашей войне. Но ведь это рубеж! За ним - наше беззащитное мирное население. Будет или не будет его отстаивать оппозиция в своем движении к победе? Нельзя молчать, когда задают такие вопросы.
     Думаю, множество соотечественников поддержат движение "За Победу!" Но в нем все мы должны думать и о стратегии, и о тактике, и о нашем оружии. А командиры должны быть откровенны с рядовыми. Без взаимного доверия ничего у нас не выйдет, промотаем мы и это знамя.


© 1999, S.G.Kara-Murza

Главная страница | Сайт автора | Информация

Hosted by uCoz