о ситуации в России

Главная страница | Форум | E-mail

  (раздел находится в начальной стадии формирования)

ДИАЛЕКТИКА

Еще в 1974г. известный философ А.В.Гулыга говорил в кругу собеседников, что у нас есть серьезные философы - небольшое количество кантианцев (к ним он относил и себя), есть гегельянцы (Э.В.Ильенков и другие), экзистенциалисты (он назвал Э.Ю.Соловьева и П.П.Гайденко), есть немало позитивистов и один платоник (А.Ф.Лосев, позже некоторые стали называть другого мыслителя - А.А.Любищева). На недоуменный вопрос собеседницы (ею была известная писательница. она же математик И.Грекова), как же в таком случае с марксистами, Гулыга со скрытым подтекстом ответил - а они все марксисты.

Наверно, сейчас на этот счет существуют разные мнения и набор имен и направлений может быть пополнен (например, Г.С.Батищевым, который в период когда написал свои наиболее яркие работы был фихтеанцем). Причем разными людьми этот набор может быть пополнен по-разному. Главное, что представление о полном единообразии, которое ассоциируется с марксизмом-ленинизмом и "низким уровнем" философского знания в СССР - заблуждение, упрощающее картину и смазывающее краски.

Публикации последних лет, которые еще не закончены, позволяют по новому и подойти к наследию этих философов. К сожалению, многие из них не дождались появления своих работ, в том числе наиболее важных, при своей жизни. Только теперь становится возможным более верно оценить, каково их наследие и насколько оно может быть актуальным после произошедших в стране и сознании людей перемен. То, что казалось отходящим явлением, может вернуться в новом более выразительном обличье. В отличие от безликого и серого "учения", офизиозного марксизма-ленинизма, с которым было бы неверно соединять серьезных советских философов последних десятилетий. Бытующее в либеральных кругах и в модных тусовках мнение, что (как все чаще ими кисло признается) это-де были удивительные и талантливые люди, но путь тех из них, кого невозможно отлучить от маркситской традиции, ведет в "красный" тупик - неосновательно.

Среди этого наследия можно найти разные вещи. Работы по теории метода, по диалектике составляют значительную часть наследия нескольких крупных мыслителей. Как оказывается, теперь можно выделить наработки по многим темам диалектического метода и его модификаций. Диалектика творчества (Батищев), диалектика мифа (Лосев), диалектика идеального (Э.В.Ильенков, Лифшиц), диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному (Зиновьев, Э.В.Ильенков), диалектическое противоречие (Батищев, Э.В.Ильенков) и т.д. Помимо собственно философских тем, существует и более широкий круг работ (и имен), которые с разной степенью успеха можно соотнести с развитием диалектического метода, прежде всего в социальных науках. Тут мне прежде всего вспоминается Г.Г.Водолазов с работой "Диалектика и революция (методологические проблемы социальной революции)" (М., МГУ, 1975 г.).

Такие работы - написанные популярно, столбящие вехи на пути познания метода и позволяющие подступиться к овладению им каждому испытывающему в нем потребность, мы и постараемся собрать в этой небольшой библиотеке.

Лет 20 назад один молодой человек после погружения на неделю в архив А.А.Любищева сказал: "Я нашел ответы на вопросы, которые еще не успел себе поставить". Может быть не в такой предельной форме, после чтения некоторых "архивных" работ этих замечательных людей, их оппонентов, критиков и вновь открывших для себя этот мир, некоторые найдут для себя новый срез взглядов и по-своему "конвергируют" это знание в свои собственные мысли и работы.

Вопреки расхожему мнению, о сложных, "метафизических" и "трансцедентых" вещах можно писать ясным языком, в хорошем смысле популярно, пусть порой (как может показаться) и излишне "старомодно" или провокативно. Надо иметь в виду несколько моментов. Талант автора (представленного часто даже не законченной работой, а архивной рукописью) от этого не убывает. Время идет очень быстро, и для верного подхода нужно ощущать дистанцию, которая отделяет нас от поколения "зубров". Многие из них были вовсе не кабинетными мыслителями, а ветеранами войны и бескорыстными и преданными своей "карме" пахарями и педагогами. И всегда ввязывались в передряги и битвы идей своего времени. Драма идей и драмы людей в нашей истории шли рука об руку.


М.С.Уваров "Бинарный архетип"
(обзорный труд, который можно было бы назвать "Почему диалектика универсальна" - [С.П.])

Эпиграфом к этому очерку (и ко всей книге) можно было бы поставить слова московского философа В.А.Подороги, который задает следующий вопрос. "Я спрашиваю себя, - говорит он, - что побуждает людей, видящих в себе интеллектуалов, использовать такие неопределенные термины, как "марксизм", "сталинизм", "социализм", "капитализм"..."белое-черное" и т.д. в том же стиле бинарной логики, тотализующей множественные объекты мысли?"

ознакомиться с тезисами...
прочитать...


Э.В.Ильенков
"Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении"


"Не знаю, какое впечатление производит эта работа на "матерых" философов, но после того, как я перелистнул последнюю страницу, во мне проснулось неудержимое желание найти тех людей, которые мне читали лекции по философии в не такие уж далекие студенческие годы, и, ткнув их носом в распечатку, спросить: "Какое право вы имеете преподавать философию? Кто составлял ваши программы? Как вы смогли превратить философию в моих глазах в "пуcтое умствование", в то время когда она на самом деле - живой и практический предмет? ".
[Alex]

ознакомиться с тезисами...
загрузить архив (473К)...
посмотреть содержание, прочитать работу в режиме он-лайн...


БЛАГОДАРНОСТЬ

Создатели сайта выражают признательность ведущему раздела "Диалектика" и автору введения - Сергею Павловичу Пуденко

Rambler's Top100 Rambler's Top100

(c) С.Г.Кара-Мурза, 1988-2001 г.
(c) Оформление Alex, 2001 г.

Hosted by uCoz