10. "РАССУДОК" И "РАЗУМ"Осознавая чувственные впечатления, развитый индивид всегда пользуется не только словами, не только формами языка, но и логическими категориями, формами мышления. Последние, как и слова, индивидумом усваиваются в процессе его человеческого образования, в процессе овладения человеческой культурой, развитой обществом до, вне и независимо от него. Процесс усвоения категорий и способов обращения с ними в акте познания происходит по большей части совершенно бессознательно. Усваивая речь, усваивая знания, индивид незаметно для себя усваивает и категории, в них заключенные. При этом он может не сознавать, что он усваивает именно категории. Он может далее пользоваться этими категориями в процессе переработки чувственных данных, опять-таки не сознавая, что он пользуется "категориями". Он может даже обладать ложным о них сознанием и тем не менее обращаться с ними все-таки в соответствии с их природой, а не вопреки ей. Это похоже на то, как современный человек, не имеющий никакого представления о физике и электротехнике, тем не менее пользуется сложнейшим радиоприемником, телевизором или телефоном. Бедным и абстрактным представлением о том, как надо управлять аппаратом, он, конечно, должен обладать. Но этот аппарат - несмотря на это - будет вести себя в его руках так же, как он вел бы себя в руках электротехника. Если он будет обращаться с ним не так, как его научила инструкция или знающий человек, он не добьется желаемого результата. Иными словами, его исправит практика. То же самое происходит и с категориями. Человек может усвоить о них совершенно ложное представление, почерпнув его, скажем, из книги Локка. Он может думать, что категории - это просто "наиболее общие" абстракции, самые пустые "слова". Но пользоваться ими он все же будет вынужден так, как того требует их подлинная природа, а не его ложное представление о ней. В противном случае его властно поправит та же практика. Правда, практика в данном случае совершенно особого рода. Это - практика познания, практика познавательного процесса, практика идеальная. Обращаясь в познании с категориями не в соответствии с их действительной природой, а вопреки ей, в соответствии с ложным представлением о ней, индивид попросту не придет к такому знанию о вещах, которое необходимо для жизнедеятельности в современном ему обществе. Общество - критикой ли, насмешкой ли или просто силой - заставит его обрести такое сознание о вещах, на основе которого действует с ними общество,- такое знание, которое получилось бы и в его голове в том случае, если бы он в познании действовал "правильно", общественно-развитым способом. Жизнь в обществе принуждает индивида всегда, до того как он приступает к практическому действию, "поразмышлять" над целью и способами своих предстоящих действий, принуждает его прежде всего вырабатывать правильное сознание о вещах, с которыми он собирается действовать. И способность "размышлять", прежде чем реально действовать, способность действовать в идеальном плане в соответствии с некоторыми общественно-развитыми нормами объективного познания, поэтому уже довольно рано обособляется в особую заботу общества. В той или иной форме общество всегда разрабатывает целую систему норм, которым обязано подчиняться индивидуальное Я в процессе осознания окружающих природных и общественных условий, - систему категорий. Не усвоив категорий мышления, то есть тех способов, с помощью которых вырабатывается сознание о вещах, требующееся для общественно оправданного действования с ними, - индивид не будет в состоянии самостоятельно приходить к сознанию. Иными словами, он не будет активным, самодеятельным субъектом общественного действования, а всегда только послушным орудием воли другого человека. Он всегда будет вынужден пользоваться готовыми представлениями о вещах, не умея ни выработать их, ни проверить на фактах. Поэтому-то человечество довольно рано встает в позицию "теоретического" отношения к самому процессу познания, процессу выработки сознания. Оно наблюдает и подытоживает те "нормы", которым подчиняется процесс осознания, приходящий к "правильным" к практически оправданным результатам, и развивает эти нормы в индивидах. Поэтому мышление как таковое, как специфически человеческая способность всегда и предполагает "самосознание" - то есть способность теоретически, - как к чему-то "объективному", - как к особого рода предмету, - относиться к самому процессу познания. Человек не может мыслить, не мысля одновременно о самой мысли, не обладая сознанием (глубоким или неглубоъим, более или менее - это другой вопрос) о самом сознании. Без этого нет и не может быть мысли, мышления как такового. Гегель поэтому не так уж неправ, когда говорит, что сущность мышления заключается в том, что человек мыслит о самом мышлении. Неправ он, когда говорит, что в мышлении человек мыслит только о мышлении. Но он не может мыслить о предмете вне его, не мысля одновременно о самом мышлении, о категориях, с помощью которых он мыслит вещи. Отметим, что это теоретическое понимание процесса мышления относится в полной мере к мышлению как к общественно-историческому процессу. В психологии мышления отдельного человека этот процесс затушеван, "снят". Индивид пользуется категорями, часто не осознавая того. Но человечество в целом, как подлинный субъект мышления, не может развить способности мыслить, не подвергая исследованию сам процесс образования сознания. Если оно этого не делает, - оно не может развить способности мыслить и в каждом отдельном индивиде. Неверно было бы думать, что наблюдения над самим познавательным процессом и выработка на их основе всеобщих (логических) категорий совершаются только в философии, только в теории познания. Если бы мы посчитали так, то мы пришли бы к нелепейшему выводу: мы приписали бы способность мыслить только философам и лицам, изучившим философию. Способность мыслить до поры до времени обходится и без философии. На деле наблюдения над самим процессом ОСОЗНАВАНИЯ чувственных впечатлений начинаются задолго до того, как они приобретают систематическую форму, форму науки, форму теории познания. Характер всеобщих познавательных норм, которым общество заставляет подчиняться индивида в акте обработки чувственных данных, не так уж трудно усмотреть в фольклорных поговорках, пословицах, притчах и баснях следующего рода: "Не все то золото, что блестит", "В огороде - бузина, а в Киеве - дядька", "Нет дыма без огня", в известной интернациональной притче о дурачке, который провозглашает не вовремя и не к месту пожелания, уместные в строго определенных случаях, и т.д. и т.п. Среди басен средневековой Армении можно встретить, например, такую: "Какой-то дурень срубил дерево унаб, приняв его за держи-дерево. А унаб, разгневанный сказал: "О, безжалостный, растение надлежит узнавать по плодам, а не по внешнему виду!" [1]. [1] И.Орбели. Басни средневековой Армении. Изд.АН СССР, 1956. В многочисленных формах фольклора скристаллизовываются, таким образом, не только моральные, нравственные, правовые нормы, регулирующие общественную деятельность индивида, но и чистейшей воды логические нормы, нормы, регулирующие познавательную деятельность индивида, - категории. И приходится отметить, что очень часто логические категории, образовавшиеся в народном стихийном творчестве, гораздо более разумны, нежели толкование категорий в иных философских и логических учениях. Этим вполне и объясняется тот факт, что часто люди, не имеющие никакого представления о тонкостях школьной философии и логики, обладают способностью более здравого рассуждения о вещах, чем иной педант, изучивший эти тонкости. В этой связи нельзя не вспомнить одну старую восточную притчу, в которой выражено более глубокое и верное представление об отношении "абстрактного" к "конкретному", нежели в номиналистической логике. По дороге шли, один за другим трое слепых, держась за веревку, а зрячий поводырь, который шел во главе, рассказывал им обо всем, что попадалось навстречу. Мимо них проходил слон. Слепые не знали, что такое слон, и поводырь решил их познакомить. Слона остановили, и каждый из слепых ощупал то, что случайно оказалось перед ним. Один ощупал хобот, другой - живот, а третий - хвост слона. Спустя некоторое время слепые стали делиться своими впечатлениями. "Слон - это огромная толстая змея", - сказал первый. "Ничего подобного, - возразил ему второй, - слон - это большущий кожаный мешок!" - "Оба вы ошибаетесь, - вмешался третий,- слон - это грубая лохматая веревка..." Каждый из них прав, - рассудил их спор зрячий поводырь, - но только ни один из вас так и не узнал, что такое слон". Нетрудно понять "гносеологический смысл" этой мудрой притчи. Конкретного представления о слоне ни один из слепых с собой не унес. Каждый из них приобрел о нем крайне абстрактное представление, - абстрактное, хотя и чувственно осязаемое (если и не "чувственно наглядное"). И абстрактным, в полном и строгом смысле этого слова, представление каждого из них сделалось вовсе не тогда, когда его выразили словами. Оно и само по себе, и независимо от словесного выражения, было крайне односторонним, крайне абстрактным. Речь лишь точно и выразила этот факт, но отнюдь не создала его. Сами чувственные впечатления здесь были крайне неполны, случайны. И речь в данном случае не превратила их не только в "понятие", но даже и в простое конкретное представление. Она только показала абстрактность представления каждого из слепых... Все это показывает, насколько ошибочно и убого представление о категориях как лишь о "наиболее общих абстракциях", как о наиболее общих формах высказывания. Категории выражают гораздо более сложную духовную реальность - общественно-человеческий способ отражения, способ действий в акте познания, в процессе образования сознания о вещах, данных индивиду в ощущении, в живом созерцании. И чтобы проверить, действительно ли человек усвоил категорию (а не просто слово, термин, ей соответствующий), нет более верного способа, чем предложить ему рассмотреть с точки зрения этой категории конкретный факт. Ребенок, усвоивший слово "причина" (в форме слова "почему?"), ответит на вопрос "почему автомобиль едет?" сразу и не задумываясь - "потому, что у него колеса крутятся", "потому, что в нем шофер сидит" и т.д. в этом же роде. Человек, сознающий смысл категории, сразу отвечать не станет. Он сначала "подумает", совершит ряд умственных действий. То ли он "припомнит", то ли он заново рассмотрит вещь, стараясь отыскать действительную причину, то ли скажет, что на этот вопрос он ответить не может. Для него вопрос о "причине" - это вопрос, ориентирующий его на очень сложные познавательные действий и намечающий в общем контуре способ, с помощью которого можно получить удовлетворительный ответ - правильное сознание о вещи. Категории для него - это прежде всего формы объективного познания, конкретного познания вещей, данных в созерцаии. Для ребенка же это всего-навсего "наиболее общая", а потому и "наиболее бессодержательная" абстракция - пустое слово, которое относится к любой вещи во вселенной и ни одну из них не выражает. Иными словами, ребенок обращается с категориями в точности по рецептам номиналистической логики, согласно ее убогому детскому представлению о природе категорий. Ведь с ее точки зрения "логическая категория" это и есть слово, которое в силу своей предельной абстрактности приложимо к любой вещи во вселенной... Познавательная практика ребенка, таким образом, на сто процентов подтверждает ребяческое представление о категориях. Но познавательная практика взрослого, развитого индивида "исправляет" познавательную практику ребенка и требует более глубокого объяснения. Для взрослого человека категории имеют прежде всего то значение, что выражают совокупность способов, с помощью которых он может выработать правильное сознание о вещи, сознание, оправдываемое практикой современного ему общества. Это - формы мышления, формы, без которых невозможно самое мышление. И если в голове человека имеются только слова, но нет категорий, то нет и мышления, а есть только словесное выражение чувственно воспринимаемых явлений. Поэтому-то человек и не мыслит сразу, как только научается говорить. Мышление возникает в определенном пункте развития индивида (как и в развитии человечества). До этого человек сознает вещи, но еще не мыслит их, не "размышляет" о них. *** (ПК! Я пытался выделить РАЗМЫШЛЕНИЕ - как подлинный предмет философии: если философия не учит РАЗМЫШЛЯТЬ (что иначе называется "размышление при РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ"), то она и вообще не нужна. Я и хотел представить философию, как "культуру научного мышения Главных и Генеральных конструкторов", которая и обеспечивает приведение КОНСТРУКЦИИ во взаимоно однозначное соответствие с ЗАМЫСЛОМ ("ПОНЯТИЕМ"). *** Ибо "размышление", как правильно выразил его формальную структуру Гегель, предполагает, что человек припоминает "то всеобщее, согласно которому, как твердо установленному правилу, мы должны вести себя в каждом отдельном случае" [1], и делает это "всеобщее" принципом, согласно которому он образует сознание. [1] Г.В.Гегель. Соч., т.1, с.48. И ясно, что процесс возникновения этих "всеобщих принципов" (как и процесс их индивидуального усвоения) гораздо сложнее, чем процесс возникновения и индивидуального усвоения слова и способов пользоваться словом. Номиналистическая "логика", правда, и здесь находит уловку, сводя процесс образования и усвоения категории к процессу образования и усвоения "смысла слова". Но эта уловка оставляет за пределани внимания самый важный вопрос - вопрос о том, почему же смысл слова, обозначающего категорию, именно таков, а не какой-нибудь иной. На этот вопрос эмпирик-номиналист отвечает уже в духе чистого концептуализма: потому-де, что люди уж так условились... Но это, разумеется, не ответ. И даже если воспользоваться выражением (крайне неточным), согласно которому "содержание категории" - это общественно признанный "смысл слова", то и в этом случае основной задачей исследования было бы раскрытие той необходимости, которая принудила человека создать именно такие слова и придать им именно такой "смысл". *** (ПК! И все-таки не записав последовательность ЧЕТЫРЕХ ШАГОВ РАЗМЫШЛЕНИЯ, как своеобразного правила "работы с категориальными парами", мне кажется, что невозможно физтехам ОБЪЯСНИТЬ инструментальный характер категориального мышления.) *** Итак, если с субъективной стороны категории выражают те всеобщие "твердо установленные правила", согласно которым человек должен вести себя в каждом отдельном познавательном действии - и заключают в себе понимание способов познавательных действий, рассчитанных на достижение сознания, соответствующего вещам, то далее с неизбежностью встает вопрос об их собственной истинности. В этот план вопрос и перевел Гегель в своей критике кантовского учения о категориях. Применив к категориям точку зрения развития, Гегель определил их как "опорные и направляющие пункты жизни и сознания духа (или субъекта)", как ступени необходимого развития всемирно-исторического, общественно-человеческого сознания. Как таковые, категории возникают, образуются с необходимостью в ходе всеобщего развития человеческого сознания, а потому выясниить их действительное, не зависящее от произвола людей содержание можно только в прослеживании "развития мышления в его необходимости". Этим и была добыта точка зрения на категории логики, которая по своей тенденции вела к диалектическому материализму. Этой точкой зрения в состав соображений логики были введены законы существования самих вещей, а сами категории были поняты как "выражение закономерности и природы и человека", а не как просто "пособие человека", не как формы лишь субъективной деятельности. Действительное содержание категорий, не зависящее не только от произвола отдельного индивида, но и от человечества в целом, - то есть чисто объективное их содержание - Гегель впервые стал искать на пути исследования необходимых законов, которым подчиняется всемирно-исторический процесс развития всеобщей человеческой культуры, - законов, которые пробивают себе дорогу с необходимостью, часто вопреки воле и сознанию индивидов, осуществляющих это развитие. Правда, процесс развития человеческой культуры был идеалистически сведен им к процессу развития лишь духовной культуры, лишь культуры сознания, - с чем связан и идеализм его логики. Но принципиальную точку зрения трудно переоценить. Законы и категории логики впервые предстали в системе Гегеля как продукт необходимого исторического развития человечества, как объекитивные формы, которым развитие сознания человечества подчиняется в любом случае - даже в том, когда ни один из составляющих это общество индивидов их не осознает. Эта общественно-историческая по самому существу - точки зрения позволила Гегелю высказать глубоко диалектический взгляд на категории: они, КАТЕГОРИИ, СОДЕРЖАТСЯ в сознании ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, хотя и НЕ СОДЕРЖАТСЯ в сознании каждого отдельного индивида. Преимущество этой точки зрения заключалось в том, что общество перестало рассматриваться как простая совокупность обособленных индивидов, как просто многократно повторенный индивид, и предстало как сложная система взаимодействующих индивидов, каждый из которых в своих действиях обусловлен со стороны "целого", его законами. Гегель допускает, что каждый из индивидов, взятый порознь, мыслит абстрактно-рассудочно. И если мы захотели бы выявить законы и категории логики на пути отвлечения того одинакового, которое свойственно сознанию каждого обособленного ("абстрактного") индивида, - то мы и получили бы "рассудочную логику", ту самую логику, которая давным давно существует. *** (ПК! Эта "рассудочная логика" в гегелевском смысле - есть "математическая логика" или "логика математических машин". "Разум" или "диалектическая логика" - это логика, которая управляет РАЗМЫШЛЕНИЕМ, это логика, которая управляет ПРОЦЕССОМ РАЗРАБОТКИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ, ПРОЦЕССОМ МАТЕРИАЛИЗАЦИИ ЗАМЫСЛА КОНСТРУКТОРА.) *** Но все дело в том, что сознание каждого отдельного индивида неведомо для него включено в процесс развития всеобщей культуры человечества и обусловливается - опять-таки независимо от его единичного сознания - законами развития этой всеобщей культуры. Это последнее осуществляется через взаимодействие миллионов "абстрактных" единичных сознаний. Индивиды взаимно изменяют, сталкиваясь между собой, сознание друг друга. Поэтому и в сфере всеобщего сознания, в совокупном сознании человечества, осуществляются категории "разума". Каждый отдельно взятый индивид образует свое сознание по законам "рассудка". Но, несмотря на это или, вернее, благодаря этому результатом их совокупных познавательных усилий оказываются формы "разума". Эти формы разума - формы, которым на самом деле, независимо от сознания каждого из индивидов, подчиняется процесс развития всеобщего человеческого сознания, естественно, нельзя отвлечь в качестве того "одинакового", которым обладает каждый отдельный индивид. Их можно выявить только в рассмотрении всеобщего развития, в качестве законов этого развития. В сознании каждого отдельного индивида законы "разума" осуществляются крайне однобоко - "абстрактно", и это абстрактное обнаружение "разума" в единичном сознании и есть "рассудок". Поэтому только человек, осознающий вещи с точки зрения категорий разума, и осознает их со всеобще-человеческой точки зрения. Индивида, который не владеет категориями разума, всеобщий процесс развития все-таки заставляет принять "точку зрения разума" на вещи. Сознание, которое ему навязывает общественная жизнь, поэтому всегда и расходится с тем сознанием, которое он способен выработать сам, пользуясь категориями рассудка, или, точнее, односторонне понятыми категориями "разума". Поэтому в конце концов и сознание отдельного индивида невозможно объяснить (рассматривая его задним числом, после того, как оно уже сложилось), исходя из категорий "рассудка". В нем всегда имеется результат, абсолютно необъяснимый с точки зрения этих категорий, этого понимания категорий. "Разум", как показывает на массе примеров Гегель, осуществляется и в сознании отдельного индивида, отражается в нем, в самом обычном сознании, в той форме, что "рассудок" встает в непримиримые противоречия с самим собой, в том, что сознание отдельного человека то и дело, не замечая того, принимает взаимоисключающие представления, никак их не связывая между собой. Заметить и констатировать этот факт - это, по Гегелю, первое, чисто отрицательное действие "разума". Но "разум" не только констатирует этот факт, - он еще и связывает, согласовывает представления, которые "рассудок" искусственно разорвал и превратил в абстрактные представления, взаимоисключающие друг друга. "Разум" - как такой способ действий субъекта, который связывает определения, с точки зрения рассудка несоединимые, и совпадает, с одной стороны, с подлинно человеческим взглядом на вещи и на процесс их познания (поскольку такой способ действия субъекта соответствует способу существования человечества в целом), а с другой стороны - с диалектикой. "Рассудок" поэтому предстает как способ идеальных действий абстрактного, обособленного индивида, противостоящего всем другим индивидам, - как способ, оправданный точкой зрения "абстрактного" изолированного индивида. "Разум" же - как способ действий, исходящий из точки зрения общественного человечества, как способ, соответствующий этой и только этой точке зрения. *** (ПК! Правила действия "РАЗУМА" - это и есть правила использования "логических форм". Но надо указать ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ, грамматической и логической ФОРМ. Полагаю полезным здесь же дать "точку зрения" В.Ф.Кагана: Выдающийся геометр В.Ф.Каган был осведомлен о классическом философском содержании КАТЕГОРИЙ. Вот что он писал по этому поводу: "4. Учение о категориях и об истолковании суждений. По-видимому, Андроник Родосский, выпустивший в середине 1 столетия до нашей эры первое собрание сочинений Аристотеля, - после того, как его манускрипты, пролежав около 2ОО лет в подвалах Малой Азии, были возвращены в Европу, - объединил сочинения, посвященные логике,в один кодекс под названием "Органон". В состав этого кодекса вошло пять сочинений: 1) Категории, 2) Об истолковании, З) Первая аналитика, 4) Вторая аналитика, 5) Топика; некоторые авторы выделяют восьмой раздел последней книги в особое сочинение под названием "Софистические доказательства". "Органон" представляет собой, таким образом, собрание сочинений, которые частично были составлены без прямой зависимости одно от другого. Трудно даже точно установить последовательность, в которой они были составлены. По-видимому, первым по времени была "Топика" - самое большое по объему из этих сочинений. К вопросам логики, хотя и не столь систематически, Аристотель возвращается и в других своих сочинениях, особенно в "Метафизике". Однако по содержанию указанная выше последовательность, по-видимому, установленная Андроником, представляется наиболее естественной. Дадим весьма краткий обзор сочинений, входящих в состав "Органона", как имеющих для нас наиболее важное значение. Первое сочинение "Категории" [*] имеет целью установить наиболее общие родовые понятия, т.е. такие понятия, которые охватывают все существующее, все нами мыслимое - как материальное, так и АБСТРАКТHОЕ. [*] "Категории изданы на русском языке в переводе А.В.Кубицкого со вступительной статьей и примечаниями Г.Ф.Александрова (М.,19З9). "Все, что мы называем тем или иным словом, должно войти в состав ОДHОЙ И ТОЛЬКО ОДHОЙ КАТЕГОРИИ. Установление категорий есть, таким образом, высшая классификация всего сущего. Возникновение этой классификации, по-видимому, было вызвано точкой зрения Аристотеля на определение понятий. Определение каждого понятия, по Аристотелю, осуществляется путем его включения в ближайшее родовое понятие и указания видовых отличий. Хорошо известна стандартная формулировка этого правила, как она была дана средневековыми схоластиками: definitio fit ex genere proximo ac differentia specifica (определение составляется из ближайшего родового понятия и видового отличия). Мы будем называть это "аристотелевым правилом логического определения". Так, определяя ромб, как параллелограмм, в котором смежные стороны равны, мы включаем ромб в родовое понятие "параллелограмм" и выделяем его присущим ему видовым отличием - равенством смежных сторон. Когда некоторое понятие, согласно этому правилу определено, то определение родового понятия, в которое оно включено, требует еще более общего понятия; и так как это ВОСХОЖДЕHИЕ , как указывает Аристотель, не может продолжаться неограниченно, то мы в этом порядке неизбежно должны прийти к понятиям, которые уже не могут быть включены в более общие понятия, по выражению Аристотеля, - не могут быть включены ни в какое подлежащее, как его часть, и могут в определенных подчиненных понятиях служить только ПРЕДИКАТАМИ. Эти-то понятия, которые по своей общности уже определения не допускают и СУТЬ КАТЕГОРИИ. Установление категорий имеет очень большое значение для науки вообще, для оснований геометрии в частности. Приведем целиком четвертую главу этого сочинения. "Глава четвертая. Из слов, высказываемых без какой-либо связи, каждое означает или сущность, или качество, или количество, или отношение, или место, или время, или положение, или обладание, или действие, или страдание. Сущностью является, коротко говоря, например, человек, лошадь. Количество - это, например, в два локтя, в три локтя. Качество - например , белое, сведущий в грамматике. Отношение - например, двойной, половинное, большое. Где - например, на площади, в Ликее. Когда - например, вчера, в прошлом году. Положение - например, сидит, лежит. Обладание - например, обут, вооружен. Действие - например, режет, жжет. Страдание - например, его режут, жгут. Каждое из перечисленных слов само по себе не обозначает никакого утверждения или отрицания, но утверждение или отрицание, по-видимому, или истинно, или ложно; из слов же, высказываемых вне всякой связи, ни одно не является ни истиною, ни ложью, как например, человек, белое,бежит, побеждает". Аристотель устанавливает, таким образом, десять категорий, в которые укладывается все сущее в самом широком смысле этого слова. Следующие главки "Категорий" выясняют каждую из этих категорий порознь, выявляют важнейшие их виды, возможность их сосуществования В МЕСТЕ ИЛИ ВО ВРЕМЕHИ. Автор как бы старается убедить читателя, что это действительно категории, что ими действительно охватывается все сущее. (прим.П.Г. - Сравни Аристотеля с современной "Теорией категорий" в математической науке наших дней!). И именно в этой классификации, а не в формальном делении понятий заключалась цель Аристотеля, заключалось значение его категорий. Установлением категорий занимались и до Аристотеля; не раз возвращался к этому вопросу и сам Аристотель; неисчислимое множество раз этим занимались философы после него, вплоть до нашего времени. И классификация Канта (его 12 категорий) не более убедительна, чем 10 категорий Аристотеля. Математики хорошо знают, что вопрос, который в течение тысячелетий не получил разрешения, почти всегда носит в себе порочность задания; несомненно, что такая порочность крылась и в постановке вопроса о категориях, кек его понимал Аристотель. Прежде всего, можно ли говорить о единой классификации всего сущего? Однозначна ли задача такой классификации? Далее, может ли идти речь о постоянной, устойчивой классификации всего сущего, включая сюда и отвлеченные понятия, когда самая совокупность этих понятий постоянно изменяется? Многие понятия эволюционирующей науки не укладываются без больших натяжек ни в категории Аристотеля, ни в какую бы то ни было из позднейших категорий. Сама постановка задачи является порочной с точки зрения диалектического материализма". (В.Ф.Каган. "Очерки по геометрии". Изд.МГУ, 196З, с.72-75). *** "Рассудок" совпадает в терминологии Гегеля с "метафизикой" в нашем, в диалектико-материалистическом понимании, а логика, подытоживающая формы действий "рассудка", - с логикой метафизического мышления, абстрактно разрывающего объективно сращенные определения вещей. "Рассудок" поэтому всегда абстрактен, "разум" же, напротив, конкретен, поскольку он выражает любую вещь как единство взаимопредполагающих определений, кажущихся "рассудку" несоединимыми, взаимоисключающими. На этой основе Гегелю и удалось впервые правильно поставить вопрос о специфике человеческого сознания, о таком способе отражения вещей, который неведом животному. Человек - и только человек - способен выражать вещи в категориях разума, в категориях диалектики - и именно потому, что он способен сознательно относиться к самим абстракциям, сами абстракции делать предметом своего внимания и деятельности, осознавать их ущербность, их недостаточность и тем самым приходить к конкретной точке зрения на вещи. "Рассудок" производит абстракции, но неспособен относиться к ним критически, сопоставляя их постоянно с конкретной полнотой предмета. Абстракции рассудка поэтому и приобретают власть над человеком, вместо того, чтобы быть орудием его власти над вещами. Человек, пользующийся только рассудком, и упорствующий в абстрактных рассудочных определениях, поэтому-то целиком подобен животному в его отношении к окружающему миру. Окружающий мир, жизнь, действительно все равно рано или поздно заставят его отказаться от абстрактного сознания, но сделают это насильно, вопреки его сознанию и воле, ломая это абстрактное сознание, заставляя его перейти к другому, - точно то же происходит и с животным. Человек же, пользующийся "разумом", перестает быть пассивной игрушкой внешних обстоятельств. Не упорствуя в абстракциях до тех пор, пока обстоятельства насильно заставят его отказаться от них и создать новые, столь же абстрактные представления, "разумный" человек сознательно и активно владеет абстракциями, превращает их в орудия своей власти над обстоятельствами. И это становится возможным только на основе сознательного отношения к самим абстракциям, на основе того, что сами абстракции делаются предметом его внимания и исследования. Рациональное зерно этого гегелевского понимания прекрасно выразил Энгельс в "Диалектике природы": "Рассудок и разум. Это - гегелевское различение, согласно которому только диалектическое мышление разумно, имеет известный смысл. Нам общи с животными все виды рассудочной деятельности... По типу все эти методы - т.е. все известные обычной логике средства научного исследования - вполне одинаковы у человека и у высших животных... Наоборот, диалектическая мысль - именно потому, что она предполагает исследование природы самих понятий, свойственна только человеку, да и последнему лишь на сравнительно высокой ступени развития..." [1]. [1] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.14, с.43О. Это различение имеет, кроме всего прочего, и тот смысл, что с его помощью точно выражается историческая точка зрения на мышление человека. "Рассудок", как форма деятельности субъекта в познании, в отражении внешнего мира, предшествует "разуму" и по времени и по существу. Он составляет такую стадию в развитии интеллекта, на которой этот последний еще не до конца обособился от животной формы отражения. Сознавая вещи "рассудочно", человек лишь проделывает сознательно то же самое, что животное проделывает без сознания. Но это - лишь формальное различие. Специфически человеческой формы отражения оно еще никак не выражает. Вот когда человек начинает отражать, осознавать вещи в категориях разума, в формах диалектического мышления, - тогда его духовная деятельность начинает отличаться от отражательной деятельности животного не только по форме, но и по содержанию. Он начинает осознавать такие вещи, которых животное принципиально не в состоянии отражать. И предпосылкой этого является не только сознание как таковое, но и сознание своих собственных отражательных действий - "самосознание", СОЗНАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ к самой деятельности отражения и к формам этой деятельности - К КАТЕГОРИЯМ. Исследование категорий - их реального содержания, их природы, их происхождения и их роли в познании - поэтому-то и является подлинной задачей логики, исследующей человеческое познание, мышление в собственном смысле слова.
|
||||||||||||||
© С.Г.Кара-Мурза, 1988-2001 г. |