Аналитический центр группы "НСП"
Результаты работы семинара по теме
"Истоки дедовщины в Советской Армии"
Семинар проводился на базе Интернет-форума "Обсуждение работ С.Г.Кара-Мурзы с
его участием (о ситуации в России)" http://web.referent.ru/nvz/forum
июль 2002 года
Важность темы и методологические соображения
Хронология возникновения дедовщины
Подходы к классификации дедовщины
Формальное описание ритуалов дедовщины
Роль различных причин в возникновении дедовщины в Советской Армии
Общие причины нулевого и первого уровня
1. Снижение степени солидарности советского общества
2. Деградация управленческих механизмов общества
3. Демократизация общества и ослабление дисциплины
Частные причины второго уровня
1. Разложение армии в мирное время. Попустительство высшего военного и политического руководства.
2. Ослабление младшего командного состава (старшин, сержантов)
3. Влияние кампании против стукачества, проводимой “шестидесятниками”.
4. Ухудшение призывного контингента и проникновение преступных элементов.
Устойчивость дедовщины и роль офицерского корпуса
Возможные меры устранения дедовщины
Кампания по борьбе с дедовщиной в перестройку
Возможные методы борьбы с дедовщиной
Дедовщина, солидарное и либеральное общество
Армия как модель обычного коллектива
Список участников семинара, обсудивших данную проблему
Использованные внешние источники
Тема важна для общего исследования советского общества. Дедовщина – один из пороков, имевших место в период его зрелого развития. Сейчас анализ таких частных болезней важен как часть общего диагноза.
Возникновение дедовщины интересно тем, что появилась она практически мгновенно, и сразу приняла формы довольно развитой субкультуры. Является ли это закономерным для солидарного общества, результатом ошибок руководства, результатом действий деструктивных сил или же следствием стечения случайных обстоятельств - в этом предмет настоящего исследования. Дедовщина, как явление, легализующее угнетение одними людьми других, в миниатюре предварила более глобальный сдвиг в по этому же направлению, совершенный уже всем советским обществом в процессе “перестройки” и разрушения СССР. Фактически для многих советских молодых людей дедовщина стала "школой капитализма"[1].
Сегодня почему-то подавляющая часть молодых людей считает армейскую дедовщину чем-то характерным для Cоветской Армии в течение всего времени ее существования. И очень удивляются, когда впервые слышат о том, что до 1969-1970 года такого явления не было в массовом масштабе[2]. Расспросы более старших поколений дали дату первых упоминаний о появлении неуставных взаимоотношений где-то около 1970 года.
Вот что рассказывают на эту тему:
· “У меня отца и дядю (по матери) взяли в армию в 1943-м. 2 года на фронте. После войны отец служил 3 года, дядя - 5 лет. Оба говорили, что ничего похожего на дедовщину не было.”
· “У меня отец служил на флоте в конце 1940-х, при этом успел застать тех, кто участвовал в войне. Ничего похожего на дедовщину не наблюдал. Когда в 1970-е - 1980-е по "голосам" начали рассказывать о дедовщине в Советской Армии, считал это выдумкой и брехней, т.к. искренне полагал, что "такое просто невозможно" (хотя в целом относился к тогдашней власти достаточно критически и другим антисоветским байкам охотно верил.)
· “Первый раз я услышал о дедовщине в 1979 году. От одногодка. Тогда впервые в наш лексикон вошло выражение "армейские дедушки". До этого никто (!) из родителей, родственников и знакомых ни разу не упоминал или не намекал об армейских издевательствах.”
Нередко наблюдалось, что представители старшего поколения, служившие в армии до начала 50-х годов, категорически отказывались верить в существование дедовщины.
То, что старшее поколение отказывалось верить в существование дедовщины - не зашоренность. Это так работают мозги у обычного человека. В этом наше спасение. Ежели старики отказывались верить в дедовщину по причине ее глупости и невозможности, то так и должно быть. Очень хороший индикатор поганости явления. А ведь старые люди прожили очень непростую жизнь , хлебнули лиха. Но остались Людьми. Увидев много всяких более злобных гадостей, нежели дедовщина, они могли сказать: "Бывает хуже, но реже. Людоедство , например, или увечья , или тиф". Но дедовщина-то воспринималась ими как позор, как разрыв с основами жизнеустройства , как глубокое моральное падение. Вот что стоит за фразой "такого не бывает".
Дедовщина - фактически часть более глобального явления, называемого "неуставные взаимоотношения". Сюда относятся разные пороки, например, землячество (аналог дедовщины, но на национальной почве). Младшее и среднее звено командного состава может применять для поддержания дисциплины те же неуставные методы, в конце концов, просто неформальная группа людей, сдружившихся в учебном подразделении, может запросто захватить власть в коллективе (хотя такие случаи редки). В узком смысле дедовщиной называют подобные порочные отношения между солдатами срочной службы, имеющими за плечами различные сроки этой самой службы.
Дедовщина может иметь несколько уровней градации по степени унижения человеческого достоинства. (В конкретном воинском коллективе могут присутствовать только некоторые уровни - это можно назвать "степенью глубины дедовщины").
1. Имеет место некий ритуал перехода (или перевода) военнослужащего из одной неформальной группы (по сроку службы) в другую. До того, как человек не прошел данный, ритуал члены группы демонстративно не признают его за "своего".
2. Работы, которые по уставу должны выполнять все военнослужащие в равной степени, независимо от срока службы, непропорционально перераспределяются на молодых солдат. Типичный пример: молодой и старослужащий назначаются в наряд: молодой усиленно драит шваброй пол, а старослужащий изредка подмахнет веником.
3. Работы вообще перекладываются на лиц, никакого отношения к ним не имеющих. Пример: в наряд назначили только двух старослужащих, которые вместо выполнения своих обязанностей заставляют за них работать молодых, никакого отношения к этому наряду не имеющих.
4. Старослужащие заставляют молодых выполнять за них некоторые сугубо личные работы: заправлять постель, стирать портянки и т.п.
5. Старослужащие заставляют молодых определенным образом развлекать их: например, считать дни до дембеля или даже разыгрывать перед ними некое театрализованное представление.
6. Жестокие издевательства старослужащих над молодыми.
Легко заметить, что в данной градации присутствуют различные качественные уровни. Так явления (1) и (2) часто распространены во многих коллективах и не только в армии. Под ними обычно вообще не подразумевают дедовщины, тем не менее они рано или поздно вырождаюся в более глубокую дедовщину, если коллектив с ними не борется.
Все солдатское общество делится на следующие группы:
Категория военнослужащих
|
Жаргонное наименование |
военнослужащие, еще не принявшие присягу и живущие в отдельной казарме
|
карантин, слон, мамонт, салабон |
военнослужащие первого периода службы (до 0,5 года)
|
дух, салабон, щегол, чижик, гусь |
военнослужащие второго периода службы (0,5 - 1 год)
|
молодой, морж, леник, щегол, старший гусь |
военнослужащие третьего периода службы (1 - 1,5 года)
|
котел, черпак, помазок, фазан |
военнослужащие четвертого периода службы (1,5 – 2 года) |
дед |
военнослужащие, находящиеся в части после выхода приказа об увольнении в запас (дембельского приказа) |
дембель, карантин |
Первая и последняя группы несколько выбиваются из общего ряда.
Переход солдат из одной категории в другую часто связан с переходным обрядом - переводом. Формы перевода различны в различных частях; существует, например, такой обряд: солдат должен получить столько ударов ремнем, сколько месяцев ему осталось служить, все это он должен переносить молча. Однако когда котла переводят в деды, удары ему наносят ниткой, при этом он должен кричать во весь голос, как будто от сильной боли. Права, обязанности и даже внешний вид военнослужащих зависят от того, к какой категории они принадлежат. Самая бесправная среди всех категорий - духи, самая полновластная - деды. Промежуточное положение между ними занимают молодые и котлы . Иначе говоря, военнослужащий имеет тем больше прав и тем меньше обязанностей, чем больше он служит. Духи обязаны выполнять все работы, возлагаемые на солдат, в том числе и самые непрестижные (грязные, тяжелые, рутинные), например, после подъема они заправляют свои кровати и кровати старослужащих, натирают пол в кубрике (помещении, отведенном под одно подразделение) при помощи натирок - кусков сукна или иной плотной ткани - или моют пол. Лишь после этого, если у них остается время, они умываются, в это время старослужащие или лежат на кровати (если в подразделении нет офицеров - кадетов или прапорщиков - прапоров), или же занимаются своими делами. После этого солдаты отправляются в столовую на завтрак, а затем распределяются по местам работы. Вечером, после возвращения солдат в казарму и ужина, духи приступают к обслуживанию дедов . Наиболее распространены такие виды работ, как стирка и глажение белья старослужащих, подшивание белых подворотничков (для этого используется специальный лоскут белой ткани - подшива , или подшивка, который часто отрывается от простыни), опять же уборка помещения и др. Особенно ярко противопоставление духов и дедов проявляется в форме одежды. Дух обязан носить не подогнанную по фигуре (неушитую) форму, которая состоит из кителя (гимнастерки) и брюк. Молодой солдат должен подпоясываться духовским ремнем, сделанным из кожзаменителя. Пряжка ремня разгибается так, чтобы она была совершенно плоской или лишь слегка согнутой. Ремень должен быть затянут так сильно, чтобы между ним и телом нельзя было просунуть палец. На голове полагается носить духовскую шапку - это шапка обычно слишком большого размера или бесформенная, серого цвета. Деды же, напротив, ушивают (т.е. подгоняют) свою форму точно по фигуре, при этом существуют особые способы проглаживания кителя. Дедовский ремень сделан из натуральной кожи (обычно такие ремни покупаются в солдатских магазинах), его пряжка выгибается под углом примерно в 120-90 градусов. Ремень носится очень свободно, на бедрах. Дедовская шапка - маленького или даже очень маленького размера, она подстрижена и окрашена сапожным кремом в фиолетовый цвет. Старослужащие носят отбитые сапоги на высоких каблуках и с металлической подковкой. Нормы, регулирующие форму одежды военнослужащих разных периодов службы, разительно напоминают стандарты, принятые в лагере (на зоне), где, например, внешним признаком высшей "касты" - воров - также является ушитая и отутюженная униформа, сапоги с увеличенным каблуком и другие сходные признаки.
Дедовщина интересна прежде всего особым культом, который вокруг нее поддерживается. Именно этот культ и делает ее более живучей, чем другие формы неуставных взаимоотношений. Людям легче покориться, проглотив свою гордость, когда принуждение с помощью грубой силы предварительно подкрепляется солидным философско-теоретическим обоснованием. Если это обоснование действительно грамотно построено, то обычно в применении собственно силы и нет необходимости.
Также живучей делает дедовщину своего рода преемственность: "молодой" на первом году хоть и многое вынужден терпеть, но при этом видит, как живется "дедам". А как им живется - ему нравится. Вот и рассуждают многие: ладно, первый год потерплю, но уж зато как сам "дедушкой" стану - оторвусь по полной[3].
Это одна из причин, вследствие которой большая часть призывников сносят издевательства дедов. Кроме это они вынуждаются к этому следующими обстоятельствами: любые действия по официальным каналам получают трактовку “стукачества” - с соответствующими последствиями для молодого солдата. Даже если по его жалобе деда упекут в дисбат, звание “стукача” приклеится к нему намертво.
Все причины можно разделить на две группы: общие причины первого уровня и частные причины второго уровня. При этом частные причины второго уровня, как правило, являются следствием общих причин первого уровня.
Армия стала отражением изменений в обществе. Общество менялось - сменялись поколения, на смену строителю жизни пришёл потребитель жизни. Советское общество оказалось не готово к смене строителей потребителями.
Поменялось "внешнее" общество - отразилось и на армии. Очень интересно читать воспоминания некоторых военнослужащих, относящихся к тому периоду. Видно, что поменялись люди, которые пришли в армию. Оказалось, что порядок в русской армии держался не на уставе, и не на страхе перед побоями, а на этих самых неуставных отношениях - дружбе, товариществе, поддержке, наставничестве. И когда в армию в массе пришли люди, не способные на эти чувства, армейская дисциплина рухнула. В общем, конечно, похоже на то, что происходило во всей стране.
Возможно, дедовщина - это еще одно достижение западной цивилизации, усвоенное нами в ходе периода, предварившего перестройку. Дедовщина связана с падением "общинного" принципа построения Союза и с переходом на евроцентристские и индивидуалистические рельсы всего мироуклада населения. Фактически - первый звоночек катастрофического разрушения общественной морали.
Все трансформации общества выражались в сбоях
"армейской машины". То же самое, например, произошло в 50-е годы -
пришло новое поколение, "десталинизация" и т.д. - и вдруг отказ в
системе дисциплины и беспомощность офицеров. Но тогда еще система была с
инерцией развития, и с этим справились как с болезнью. В 70-80-е общая болезнь
(и прежде всего верхов квази-сословного общества) ослабила организм.
Начавшийся в начале 60х годов надлом, был вызван тем, что элита, вырвавшаяся
из-под тотального контроля сталинской системы, начала разворачивать ситуацию в
свою пользу. Прагматизм и жесткая ответственность за результат, сменилась
волюнтаризмом и безответственностью. Армии это, понятно, тоже коснулось. Именно
тогда шли большие сокращения, резались на металлолом корабли и самолеты,
уничтожался сержантский корпус. Генералы, которые пытались противодействовать
этому идиотизму, были смещены. А их место заняла новая, «паркетная» генерация,
более обеспокоенная своим личным благополучием, чем реальным повышением боеготовности.
Советская армия в 60-70-х гг. находилась в сложном положении: внешней ощутимой угрозы не было (никто всерьез не верил, что буржуи завтра нападут - они, кстати, открыто и не напали!), а внутренняя политика стремительно уходила от принципа закручивания гаек во всех областях. В мирное время система армейских наказаний - всякие наряды вне очереди - рассчитана, в сущности, на школьника.
С другой стороны, советское общество от времен революции к 70-м года неуклонно двигалось по пути демократизации, утверждения законности и пр. (в хорошем смысле). К тому же, люди освобожденные революцией от многовекового гнета, все больше и больше чувствовали вкус и способность к свободе. "Мы не рабы" - читал каждый в букваре[4]. Однако армия по своей сути не терпит никакой свободы и демократизации, это не в обиду армии, просто так оно и есть. Если бы было обратное, армия не смогла бы выполнять свои функции. Что же мы имели со своей всеобщей воинской повинностью? Масса людей, приходящих в армию, становилась все более и более трудно управляемыми. Никто уже не хотел быть солдатами-рабами, готовыми беспрекословно выполнить любой приказ.
Однако, Система по-прежнему обязывала превращение в кратчайшее время молодого призывника в автомат, беспрекословно выполняющий приказы. Поэтому переход офицеров и сержантов на неуставные методы поддержания дисциплины был предрешен. Выхолащивание сталинизма из армии привело к тому, что явная и жесткая форма подавления личности была заменена на более мягкую и скрытую.
Таким образом, общими причинами первого уровня являются:
Снижение степени солидарности советского общества, и вследствие этого – деградация управленческих механизмов общества, демократизация общества и ослабление дисциплины[5].
Рис. 1. Общие причины возникновения дедовщины в Советской Армии. |
Чем легче служба, тем более проявляется тенденция к дедовщине. Когда все заняты своими служебными обязанностями "по горло" на дедовщину просто нет времени.
Конечно, одна из причин дедовщины в СА - разложение армии в период длительного отсутствия боевых действий. И свойственно оно вообще всегда и везде всем без исключения армиям. Армия должна воевать, т.е. соответствовать своему предназначению. Длительный мир для уставных взаимоотношений вреден. Но настоящая проблема все же заключалась не в мирном времени. А в том, что солдат в мирное время "предоставили самих себе". Если этого не делать, то война ли, мир ли - разницы не будет, если за солдатами имеется постоянный контроль.
Вот и получается, что в бардаке армии в мирное время виноваты не армия и мирное время по своей сути, а те, кто имеет право и возможность уделять армии внимание, либо предоставлять ее саму себе. То есть, деградация армии в мирное время не есть закон природы, а есть следствие политической близорукости или управленческой бездарности в структурах, стоящих над армией.
В 1968 г. были ликвидированы полковые школы младших
командиров, и сержантов начали готовить в учебных дивизиях. Полковые школы
имели ряд существенных преимуществ, они отвечали требованиям индивидуального
подбора. Кандидатов в сержанты отбирали через некоторое время после прибытия
молодого пополнения и его адаптации в новых условиях. Не прерывалась связь
будущего командира со своим подразделением. В казарму сержант приходил уже
признанным лидером. После ликвидации полковых школ сержантский состав потерял
всякое влияние в казарме.
Если сравнивать с армиями западных стран, то прослеживается существенная
разница - перенасыщенность офицерами и полное отсутствие профессионального
сержантского и унтер-офицерского состава. В американской армии сержант - это
немалая власть и это профи. И именно на нем лежит львиная доля обязанностей по
поддержанию дисциплины. В нашей - такой же солдат-срочник, только с лишней лычкой.
Вовсе не факт, что эта лычка придаст ему авторитет в среде таких же 20-летних.
В прежней СА (первых послевоенных лет) это хотя бы частично компенсировалось
наличием "старорежимного старшины" - вспомните, например, культовый
фильм "А зори здесь тихие". Теперь такие старшины вымерли как
мамонты. Планировалось, что эту роль на себя возьмут прапорщики, но на практике
прапоры это чуть ли не поголовно хозяйственники в частях. Однако природа не
терпит пустоты - место профи-сержантов и старшин заняли "деды". Но
дедовская власть имеет одну существенную особенность - она насквозь
неофициальна и посему в большей степени подвержена злоупотреблениям - тем более,
что поддержание дисциплины для дедушек побочная задача, хоть и связанная с их
благополучием.
Причина исчезновения сверхсрочнослужащих – скорее всего в естественном развитии общества. В самом деле: жизнь при Сталине, особенно в колхозе, была, скажем так, не сахар. От такой жизни быть призванным в армию, а то и сверх срока остаться - не самый худший вариант. Улучшилась жизнь "на гражданке" - имеем относительное ухудшение жизни в армии. С соответствующим изменением отношения к призыву и сверхсроку.
Компания шестидесятников против стукачества также немало способствовала процветанию дедовщины, т.к. жаловаться на издевательства стало неприличным и более осуждаемым в обществе, чем сами издевательства.
Прочно перепутав и объединив понятия ябедничества и открытого призыва о помощи “шестидесятники” сделали очень много для разобщения людей. Была блокирована в голове мысль об обращении за помощью к органам государства, специально поставленных для защиты закона и граждан СССР.
Определенную роль сыграли стереотипы холодной войны. В основе психологической войны против СССР лежал метод усиления и развития естественных трудностей и противоречий, имеющихся в каждом обществе. Одним из таких слабых мест в СССР были противоречия между руководящим звеном и народом. Велась работа по расширению этой щелки до пропасти. В частности, кампания против стукачества - нельзя обращаться к начальникам, ибо они враги, а надо обращаться к "своим" - паханам, дедам.
Появление дедовщины - следствие изменения морального климата в армии, т.е. приход в армию "не тех" людей - как офицеров, так и солдат.
Призывной контингент значительно уменьшился, а численность всех государственных военных формирований (а это не только армия) сохранилась на прежнем уровне! Поэтому пришлось призывать значительно большее количество людей. Достичь этого можно только одним - ощутимым снижением требований к призывному контингенту.
Особняком стоит принципиально новая проблема в армии, частично связанная, а именно - проникновение в армию по призыву лиц, связанных с оргпреступностью. Т.е., молодой человек поварился уже в "бригаде" и угодил в армию.
Судимый - неполноценный член общества. На режимный завод, в НИИ , институт такому было тяжело устроиться. Один человек с преступным мышлением может разложить массу нормальных людей, особенно ежели имеет замашки вожака.
Косвенно это подтверждается воспоминаниями тех, кто служил во вреня первого студенческого призыва (весна-лето 1985 г.). Когда те студенты стали дедами, и пришел следующий призыв (второй студенческий), то дедовщина осталась только в ипостаси неравенства ("молодые" пашут, "деды" отдыхают), измывательства и большая часть культа были изжиты самими нашими "дедами" добровольно, т.к. они не испытывали в них потребности. Таким образом, очень многое зависит от внутренней культуры человека. То, что культура резко снизилась в 70-80-х, возможно связано с неким порогом урбанизации нашего общества. По наблюдениям очевидцев, очень легко вписывались в эту систему ПТУ-шники и общажники (не студенты). Деревенские были подобрее.
Конфликт поколений – очень распространенное в обществе объяснение возникновению дедовщины в армии.
Период возникновения дедовщины приходятся на конец 60-х (– начало 70-х) гг. По времени он совпадает с переходом от 3-хлетнего на 2-хлений срок службы. Поэтому можно предположить, что имел место конфликт поколений. Про этот конфликт многие упоминают, однако имеются две интерпретации: 1) "трехлетки", дослуживавшие свой третий год, и начали вымещать свое неудовольствие на младшем призывы, которому нужно было служить только 2 года. По этой причине могло возникнуть много эксцессов, которые благодаря наличию мощных благоприятствующих факторов быстро развились в устойчивое явление дедовщины.; 2) для поддержания прежней численности именно тогда потребовалось существенно расширить призывной контингент, что привело к его ухудшению и проникновению преступных элементов.
Реже упоминают о еще более раннем конфликте, который произошел в 1945 году. Естественно, после войны военнослужащие, прошедшие фронт, не сразу увольнялись из армии. В то же время, пришли молодые, не нюхавшие пороха парни. Понятно, что было неудобно отправлять в наряд "старика", когда "молодой" сидит и курит. В дальнейшем такое разделение, уже не связанное с войной, стали претворять в жизнь повидавшие такую практику отдельные старослужащие. Отметим, что данное печальное явление почти не коснулась погранвойск.
Таким образом, демократизация общества и деградация его управленческих механизмов породили систему частных причин второго уровня, обеспечивших возникновение и воспроизводство дедовщины: попустительство высшего руководства привело к ослаблению младшего командного состава в армии, вследствие чего “деды” фактически заняли место младших командиров. Кроме того, произошло ухудшение призывного контингента, в армию стали проникать преступные элементы. Поводом к возникновению дедовщины стал переход с 3-хлетнего на 2-хлетний срок службы, что видимо привело к массовым эксцессам между старослужащими и молодыми. Благодаря наличию мощных благоприятствующих факторов, эти эксцессы очень быстро развились в устойчивое явление дедовщины.
Существенное влияние оказала кампания против стукачества, проводимая “шестидесятниками”. Эта кампания привела к нарушению обратной связи, вследствие чего оказалось невозможно своевременно распознать опасную сущность явления дедовщины и принять меры к ее ликвидации на ранних стадиях.
Рис. 2. Весь комплекс причин возникновения дедовщины в Советской Армии.
Главной движущей силой возникновения дедовщины в Советской Армии явилось снижение степени солидарности советского общества. Оно породило комплекс причин первого и второго уровня, обеспечивших возникновение и устойчивое воспроизводство дедовщины.
Снижение степени солидарности советского общества (объективно протекающий процесс) не было своевременно выявлено руководством страны вследствие неадекватности реальности принятой в СССР марксистской модели описания социальных процессов. Поэтому была упущена возможность направить процесс в конструктивное русло, вследствие чего развитие событий пошло по худшему сценарию. Наряду с демократизацией общества и смягчением политического режима обозначилась деградация механизмов управления обществом (что не было неизбежным следствием демократизации). Частным проявлением этой деградации явилось, с одной стороны, ослабление младшего командного состава в армии, а с другой стороны – попустительство высшего руководства страны процессу разложения Советской Армии в мирное время.
Непосредственной причиной появления дедовщины послужило ослабление младшего командного состава Советской Армии (старшин, сержантов) и института сверхсрочнослужащих. “Деды” в казарме просто заняли их место.
Поводом к возникновению послужил переход от 3-хлетнего к 2-хлетнему сроку службы.
Ситуация была усугублена кампанией по борьбе со стукачеством, проводимой “шестидесятниками”. Она сильно способствовало сокрытию дедовщины, т.к. обращение за защитой в соответствующие органы стало более позорным, чем сам факт издевательств. Вследствие этого была нарушена обратная связь, что сделало невозможным своевременно оценить масштаб и опасность явления и ликвидировать дедовщину в зародыше.
Известно, что дедовщина процветала потому, что ее молчаливо
одобряла большая часть офицерского состава. Почему же так стало происходить? В
связи с общей тенденцией к отпусканию гаек, демократизации и гуманизации
управления обществом, у офицеров оставалось все меньше и меньше методов и
возможностей заставить солдат выполнить приказ и вообще поддерживать
дисциплину. (Сегодня, кстати, тенденции сохраняются: недавно в армии отменили
губу, то есть она осталась, но сажать можно только по решению суда). Поэтому
офицеры, чтобы выполнить свою задачу, вынуждены были негласно поощрять дедовщину,
т.к. деды могли применять такие методы поддержания дисциплины, которые были
офицерам недоступны. Эта система оказалась чрезвычайно живучей, т.к. еще более
углубляла уже и без дедовщины существовавшую схему: А.Зиновьев пишет:
"Если некоторая категория людей имеет какие-то привилегии сравнительно с
другой категорией людей, более низкого уровня в социальной иерархии, она ради
сохранения этих своих привилегий готова мириться с тем, что имеются категории
людей, занимающие более высокое положение в социальной иерархии и обладающие
привилегиями более высокого ранга. Этот закон объясняет тот факт, что главными
защитниками существующего общественного устройства являются не высшие и даже не
средние слои, а слои, слегка возвышающиеся над самыми низшими (подобно тому,
как армейская дисциплина поддерживается не столько старшими офицерами и
генералами, сколько сержантами и младшими офицерами)" (Зиновьев А.
"Желтый дом").
Сам офицерский корпус претерпел ряд изменений косвенно способствующей указанной
тенденции.
В 70-80-х годах офицеры и прапорщики, имевшие
непосредственное общение с личным составом были уже из тех, кто родился после
войны, т.е. уже не были свидетелями тяжких лишений. Как раз в это время служить
в армии стало выгодно. Т.е. кто-то шел в училища по призванию и т.п., но
появилась масса молодых людей, которые стали рассматривать военную карьеру, как
приличное обустройство в жизни: платили неплохо; выход на пенсию к 45 годам;
возможность получать в дальнейшем и военную пенсию, и зарплату; по выходу на
пенсию многих обеспечивали жильем.
При этом напрягаться многие уже не хотели. Так, к примеру, один прапорщик
(комвзвода) откровенно поделился, почему он приветствует и поддерживает дедовщину.
«Мне выгодна дедовщина. Для меня что главное? Чтобы порядок был и чтобы все
выполнялось четко и в срок. Я спрошу с дедов, а они пусть с молодых требуют. Не
смогут - будут сами ...ться. Так мне надо всех контролировать, а так - только
дедов».
Для попытки создания репрезентативной выборки были опрошены совершенно разные люди, служившие в разное время, в разных частях и регионах. Все без исключения опрошенные (возраст от 20 до 45 лет) говорили, что дедовщина создается, поддерживается и всячески стимулируется именно офицерами. Данный опрос полезен для понимания сути явления, но надо иметь в виду одну поправку. Если такой опрос проводится среди бывших солдат срочной службы, то велика вероятность, что они буду винить в дедовщине исключительно одних офицеров. Никто не хочет признаваться, что сам поддался искушению стать дедом, всегда легче свалить вину на кого-либо другого (на офицеров, государство, партию и т.п.).
Более интересны опросы среди самих офицеров. Так, например, один опрошенный офицер просто не мог понять, чем возмутительна дедовщина! Он совершенно искренне не понимал, почему для солдат унизительно чистить очко зубной щеткой. Он говорили: "Я чистил, пусть теперь другие почистят". Мол ничего страшного! Казалось бы наоборот, "я чистил, когда был солдатом, меня унижали, но теперь я полковник, а потому должен хотя бы попытаться искоренить это зло." И этот полковник не стеснясь рассказывал, что равнодушно взирал, как недавний призывник своей зубной щеткой моет полы. Для этого офицера такое положение вещей - школа мужества.
В настоящее время цепь причинно-следственных связей, обеспечивающих устойчивость дедовщины, проста и выглядит следующим образом:
Первый стабилизирующий фактор дедовщины – попустительство высшего руководства – при сущестующем в России политическом режиме в принципе неустраним. Поэтому все меры по борьбе с дедовщиной имеет смысл обсуждать только в предположении, что к власти пришло правительство “народных патриотов”, всерьез обеспокоенных проблемой оздоровления армии.
Тогда главной проблемой становится поддержка дедовщины офицерами. Следовательно, к успеху приведет только та система мер, которая сделает невыгодной для офицеров поддержку дедовщины. Тогда офицеры сами без чьей-либо помощи сведут дедовщину к нулю. Именно в этом, и только в этом, лежит ключ к решению проблемы дедовщины.
Обсуждение конкретных мер борьбы с дедовщиной, имевшее место в ходе семинара, приведено в Приложении.
В данном разделе собраны некоторые рассуждения, которые не вошли в окончательную редакцию документа. Полагаю, что они тоже будут интересны читателю.
В 1985-88 годах в советской прессе прошла мощнейшая кампания по поводу дедовщины. Одним из ярчайших проявлений ее был выход в свет повести Ю.Полякова "Сто дней до приказа". Сам автор позиционировал свою работы как повесть скорее "за армию", чем "против". Так оно на самом деле и было (не зря же генерал Волкогонов активно запрещал ее). Но использовали эту повесть нечистоплотные демократы в струе своей общеразрушительной кампании (сам Поляков это потом с горечью признает). Фильм, снятый по повести, вообще мало похож на оригинал. Потом появились и другие произведения об армии, например, повесть С.Каледина "Стройбат" - это уже был откровенный пасквиль, где армия изображалась как тюремная зона. Но даже и до этого кампания в прессе сделала свое дело. В среде призывной молодежи был просто панический страх перед дедовщиной, переходящий в психоз. Так, например, некоторые призывники на полном серьезе собирались проситься добровольцами в Афганистан, лишь бы не сталкиваться с дедовщиной (считалась, что там ее нет). В результате, похоже, возник интересный феномен. Чем большее время поколение молодежи подвергалась на гражданке подобной психологической промывке мозгов, тем более податливо оно оказывалось к дедовщине, то есть призыв 89-го более был склонен к подчинению дедам, чем призыв 87-го[6]. Хотя, возможно, общий уровень дедовщины под давлением кампании в прессе все же и понизился.
Методы борьбы с дедовщиной естественно вытекают из анализа причин, ее порождающих. Например, альтернативой снижения солидарности советского общества явилось бы ее укрепление. Дедовщина - во многом связна с ослаблением официальных властных структур и замещением их неофициальными, соответственно и одна из мер борьбы - это усилению официального механизма управления. Однако понятно, что эти проблема более сложного порядка, чем просто борьба с дедовщиной.
Что же касается практических шагов, которые можно было бы предпринять вне зависимости от общественного устройства, то обычно предлагаются следующие варианты борьбы с дедовщиной[7]:
1. Занять солдат делом, так чтобы не оставалось времени на то, чтобы "резвиться" старослужащим и молодым. В отсутствие войны сложно подобрать такое дело для армии (чтобы избежать покраски травы - надо опять же сменить/перевоспитать офицерский корпус).
Проблемы:
- где взять офицеров, которые займут людей делом
- будет ли этого достаточно для устранения дедовщины
2. Выделить каждому молодому солдату персонального наставника из старослужащих, который отвечает за любые его действия/состояние. Якобы, подобная практика существует в США и называется "бадди систем" (можно перевести как система боевого товарищества).
Проблемы:
- цель командира - боеготовность части, а не контроль за состоянием лиц бойцов, соответственно в этом сейчас причина поощрения/попустительства офицеров дедовщине (деды обеспечивают боеготовность и порядок),
- кто проконтролирует, какими средствами старослужащий будет осуществлять свое наставничество,
- будут ли офицеры заинтересованы в осуществлении такого наставничества, или будут попустительствовать наличию личных рабов у старослужащих,
- дедов в части всегда меньше, чем молодых разных сроков службы (четверть личного состава дедов против трех четвертей черпаков, шнурков, духов и т.д.) кого будем закреплять за отслужившими полгода, когда их наставники-деды уволятся? Или каждого деда закреплять за тремя-четырьмя молодыми солдатами?
3. Увеличить в частях число офицеров (ввести институт сержантов/сверхсрочников) (для повышения контроля за солдатами)
Проблемы:
- в армии и сейчас 1 офицер на 3 солдат, больше чем в других армиях (в которых есть сержанты или унтера)
- большие временные затраты
- большие финансовые затраты
- основная проблема - где взять офицеров/сержантов, не поощряющих дедовщину
4. Ввести независимые от командиров частей органы надзора, чтобы туда могли жаловаться (прокуроры, комиссары и т.д.)
Проблемы:
- большие финансовые затраты, новая бюрократическая структура со своими следователями, штатом и т.д.
- поощрение "стукачества"
- независимые от армии структуры будут искусственно раздувать случаи дедовщины, игнорируя требования боевой подготовки (когда принуждение солдата к выполнению долга (тренировать мускулы после отбоя) дедом будет расцениваться как проявление дедовщины - с клеветой,оговором и т.д.)
5. Разрешить дуэли как средства оздоровить армию, поднять престиж военнослужащих, устранить дедовщину, сделать армию непривлекательной для подонков и карьеристов:
Проблемы:
- Большинство призывников боятся противостоять дедам, будут бояться и вызвать их на дуэль. Трудно определить, способен молодой солдат, будучи загнан в угол издевательствами, преодолеть свой страх/непротивленчество или нет.
- Большая физическая/профессиональная подготовленность старослужащих превратит дуэль в банальное убийство
- Дуэли, даже если будут разрешены в среде офицерства только приведут к выбиванию квалифицированных кадров и будут запрещены по тем же мотивам, что Ришелье запрещал дуэли дворянства
- Кто будет контролировать поединки и соблюдение правил вызова на дуэль?
6. Формирование подразделений из военнослужащих одного срока службы. (Якобы в ФРГ была та же ситуация с неуставными отношениями. Поступили очень просто: стали формировать войсковые подразделения (ну скажем взвод, роту) из солдат одного призыва, а руководили ими сержанты-"сверхсрочники". И неуставные отношения сошли почти на "нет", хотя какие-то элементы остались, но очень незначительные).
Проблемы:
- прослойку сверхсрочников надо делать огромную, чтобы обеспечить преемственность специалистов при увольнении в запас практически всей части
- возможна замена дедовщины другими аналогами, например, землячеством, не имеющим плюсов дедовщины, но имеющим все её минусы да ещё своих отрицательные стороны у землячества хватало. Этот эксперимент проводился в 70-80 годы в армии в некоторых частях.
7. Переход на полностью профессиональную наемную армию.
Проблемы:
- большие финансовые затраты
- будет ли такая армия боеспособной в условиях реальной опасности
Обсуждение проблем наемной армии является отдельной темой и выходит за рамки данного исследования.
Общим недостатком предлагаемых методов является неучет основного стабилизирующего фактора дедовщины – поддержки офицерами.
Некоторые оппоненты солидарного общества выдвигают тезис о том, что любое солидарное общество, построенное в наше время, с неизбежностью самоорганизуется на принципах дедовщины в Советской Армии, т.к. дедовщина отвечает каким-то неосознанным стремлениям к формированию определенных общественных структур в этих условиях.
Все это, конечно, неправда. Явления, сходные с дедовщиной, одинаково характерны как для солидарного, так и либерального общества. В то же время нельзя сказать, что либеральное общество более склонно к явлениям дедовщины, чем солидарное. Снижение степени солидарности советского общества привело к появлению дедовщины не прямо, а косвенно, через довольно сложный комплекс причинно-следственных связей.
Несомненно, армия (особенно призывная) - это в какой то мере слепок общества, даже в некотором смысле пародия, карикатура, где многие проблемы и болезни общества (сегодняшние и даже завтрашние) проявляются в чистом, незамаскированном, в гиперболизированном виде.
Однако не стоит полностью отождествлять армию и общество и спешить сделать вывод о том, что дедовщина в солидарном обществе - закономерность, как в армии. Сама по себе армия никакого отношения не имеет к солидарному обществу. Армия в принципе антидемократична. Там могут быть элементы солидарности, но не они правят балом. Главное - единоначалие и неукоснительное выполнение приказов.
Вернее было бы вести беседу в русле, что в армии так или иначе отражаются многие общественные проблемы, включая пороки. Ведь армия - это большая социальная группа, один из рычагов государства, обладает чертами корпоративности, но еще не коллектив. Да, слепок с общества, а слепок – это еще не оригинал. В слепке "лепиться" может что угодно, как реальные, так и самые «извращенные» формы и отношения.
Армия не может быть признана обществом из-за значительных различий с тем, что мы обычно подразумеваем под обществом. Например, армия не должна устойчиво воспроизводится самостоятельно. Выживание армии не зависит от ее структуры. Армия организована не "изнутри", а "снаружи". Есть и другие глобальные отличия.
Армейский коллектив также существенным образом отличается от трудового коллектива в общем смысле. Отношения в трудовом коллективе складываются естественным образом. Собственно, трудовой коллектив - это самая обычная и нормальная среда общения. Поэтому по нему и можно в какой-то степени судить об обществе. А в армии все функционально важные отношения регламентированы. В идеале, личные отношения между военными вообще не должны влиять на это "сообщество". В этом и заключается смысл устава. Для обычного же общества эта ситуация не нормальная.
Если утрировать, то можно сказать, что коренное отличие армии от трудового коллектива - это совершенная несвобода военного. Солдат должен выполнять приказ, а всего остального он делать не должен. Ни коллектив, ни общество по такому принципу существовать не могут.
Осторожно стоит также сравнивать армию и школу. Там как бы разные "императивы поведения". В армии главное - выполнить приказ. И вся структура армии на это направлена. Воплотить волю главнокомандующего в последнем солдате, быть отлаженным механизмом - вот функция армии.
Задача ученика в школе - получать знания. Школа это не механизм, и не конвейер, она не предназначена для реализации воли единого командира. Правила, которым ученик подчиняется в школе, направлены не на подавление личности, как в армии, а на ее развитие. И отношения учителя с учеников в идеале именно, что должны учитывать особенности каждого ученика. в этом полная противоположность армии. В идеале учитель как раз должен досконально знать каждого ученика. В итоге, армия, как система, стремиться к устранению всякой роли личности, но вынуждена терпеть ее. А школа - стремиться к максимальному вниманию к личности, но вынуждена идти на коллективность со всеми вытекающими, иначе учителей не напасешься.
Приведены Ники (в интернет), которые лишь в некоторых случаях совпадают с реальными именами и фамилиями.
C.КАРА-МУРЗА, Виктор, Almar, Pout, Георгий, quest, Дмитрий Кобзев, Баювар, Silver1, Максим, Игорь, Добрыня, Ф. Александер, Микола З., Flashpoint, VladT, Скептик, И.Пыхалов, Айша, Gera, VVV-Iva, self, Colder, Товарищ Рю, Александр, А.Б., Дмитрий Ниткин, user, Anthony, Fox, Begletz, Ростислав Зотеев, Yuriy, Михаил Едошин, miron, alex~1, Афанасий.
Андрей Кузнецов МОРДОБОИ КАК ОСНОВА ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (НГ—НЕЗАВИСИМОЕ ВОЕННОЕ
ОБОЗРЕНИЕ 11.02.95)
М.Т. Дьячок СОЛДАТСКИЙ БЫТ И СОЛДАТСКОЕ АРГО (Русистика.
- Берлин, 1992, № 1. - С. 35-42) http://www.philology.ru/linguistics2/dyachok-92.htm
Форум ВИФ-2 http://web.referent.ru:2003/nvk/forum/
Максим РАДОВ "Полезная дедовщина", Слово № 48 (366) 26.11.1999 http://slovo.odessa.ua/366/5_4.html
Александр ОЧЕРЕТНИЙ "Дедовщина" Белорусская деловая газета № 924 22.02.2001 http://bdg.press.net.by/2001/02/2001_02_22.924/924_10_1.shtml
Станислав Дединский "ПУТИН И ДЕДОВЩИНА"
http://www.politcom.ru/spec_theme4.php
[1] Перефразируется известный лозунг позднесоветского времени "Профсоюзы - школа коммунизма".
[2] Только если очень сильно копаться в архивах, можно найти похожие эпизоды. Так материалах военного трибунала говорится о неуставных отношениях бойцов 3-й роты 1-го полка 30-й дивизии Красной Армии, основанных не на старшинстве в званиях, а на продолжительности времени, проведенного на службе (1919 год). Тремя «дедушками» был до смерти забит красноармеец Куприянов Ю. И., 1901 г.р., уроженец Балаковского уезда Саратовской губернии, за отказ выполнять приказание «дедов». Приговор трибунала в соответствии с законами военного времени был суров: расстрел).
Из истории царской армии: Знаменитый лейтенант Шмидт, до того как прославиться на крейсере "Очаков", во время обучения в военном училище создал и возглавил восстание против гнета старшекурсников, издевавшихся над младшими курсами.
В армиях Запада: В начале девяностых проскочил сюжет на нашем ТВ. На штатовском корабле старослужащие MARINES устроили дедовщину, какой и у нас никогда не было. Скрытая камера засняла трогательную сцену в кафелированном гальюне: пять-шесть старослужащих производили в "солдаты" молодняк. Следующим образом: значок военнослужащего с длинной иглой (что бы крепче держался, когда придётся драпать из какой-нибудь миротворческой операции, надо полагать) со всей дури прибивали прямо к груди новобранца-контрактника (и вообще - свободного человека). Вкалывали его прямо до кости. Продолжалась эта традиция долго. Кто-то стуканул - ну и раскрутили. Потом, кстати, диктор добавил примерно следующее: по сообщениям чего-то там проблема неуставных взаимоотношений стоит в американской армии достаточно остро. Это в США называется hazing. Т. е. жестокий ритуал. Встречается не столько в армии и флоте, сколько в студенческих братствах типа Фи Бета Каппы и т. п. Смысл ритуала - символический. Новичок демонстрирует как бы готовность стерпеть боль (и в какой-то степени унижение), чтобы приобщиться к избранным. Американский фильм о проблемах дедовщины - "A few good men", "Несколько хороших человек". Похожие на дедовщину явления были, например, в английских частных школах, типа Итона. У Roald Dahl есть рассказ на эту тему, в основе которого - его собственные воспоминания. Личное обслуживание старших, физические наказания, но у них это было отчасти легализовано.
[3] Правые психологи пытаются подвести под это солидную теоретическую базу: "Подобной ситуации, - говорит Алексей Рощин, - можно дать такое сравнение. Группа людей остается в камере, где очень мало воды. Людям приходиться выбирать: либо все пьют по очень маленькой дозе, полстакана в день на протяжении двух лет, испытывая постоянные муки жажды, либо какое-то время перебиваются, как могут, мыкаются, как придется, а уж потом пьют вволю. Что предпочтет человек в такой ситуации? Как ни странно, второй вариант. Пусть я помучаюсь - год или полтора, но уж потом оттянусь".
Происходит естественное разделение: выполнение самых неприятных обязанностей достается определенной части группы - в данном случае новобранцам. Между членами группы устанавливает негласное соглашение. Вместо ситуации мертвящей статики, - утверждает Рощин, - предлагается ситуация четкой и справедливой динамики. На этом и строится дедовщина. Важно, чтобы соблюдался принцип ротации. Если какую-то часть группы загнать в нижнее положение и не оставить ей ощущения перспективы, то она, естественно, взбунтуется. Произойдет то, что на зоне называется <беспредел>. И здесь необязательно деление по сроку службы. В данном случае срок службы - простой и всем понятный признак, который объединяет всех участников группы. В отличие от тюрьмы, которая представляет собой структуру с длинным периодом обновления, в армии этот период короткий. В армии сроки у всех одинаковые, поэтому обновленческая структура здесь выстраивает очень быстро.
[4] Менее важно, но все-таки следует учитывать, что это, к сожалению, часто является проблемой именно для русских, в смысле худшей организации технологии управления, если нет очевидных разграничений и принуждений
[5] Следует отметить, что "деградация управленческих механизмов общества" и "демократизация общества и ослабление дисциплины" имели и иные первопричины, помимо "снижения степени солидарности советского общества". Так демократизация и "ослабление гаек" была в какой то мере вынужденной демонстративной уступкой Западу в ходе холодной войны, а деградация управленческих механизмов общества связана также и со значительным усложнением самого управляемого механизма.
[6] В прессе приводились данные социологических опросов, проведенных в 90-х годах. они свидетельствуют: подавляющее большинство опрошенных утверждали, что перед призывом они имели четкое представление о «дедовщине», вариантах и формах ее проявления. Среди только что призванных в армию солдат, которые еще не смогли столкнуться с подобными традициями, около 21% ничего не имели против «дедовщины», считая ее проявления своеобразным гарантом армейского порядка и дисциплины.
[7] В тему: как всегда, правые силы отличаются популистскими предложениями: в 2001 году депутат нижней палаты парламента Александр Баранников в соавторстве с четырьмя коллегами (от СПС Владимир Коптев-Дворников и Владимир Семенов, Александр Шишлов от "Яблока" и Владимир Лысенко от "Регионов России") внес в Думу законопроект об отмене весеннего призыва в вооруженные силы. По их мнению одноразовая "мобилизация" имеет кроме всего прочего следующий плюс. При таком раскладе смогут одновременно проходить службу молодые люди только лишь двух призывов вместо четырех, как было раньше. Это, как считают депутаты, выбьет базу из-под дедовщины.