Сергей КАРА-МУРЗА о ситуации в России

Главная страница | Форум | E-mail

1. Купля-продажа с/х земли в России

ЗА

- Продажа земли выведет уровень развития рыночной экономики в России на новый этап

Опровержение: Многие страны с признанной рыночной экономикой используют, в основном, механизм сдачи земли в аренду, а не продажи ее (напр., Испания)

- Продажа земли даст средства для подьема экономики России

Опровержение: В России около 120 млн. га сх земель. При продаже всей этой земли по цене 500 долларов за га (реально цена будет много меньше - пример аукционов сх угодий в Саратовской области в 1999-2000 гг. показывает, что цена сбивается до 10 долларов за га) сумма вырученных средств не превысит 60 млрд. долларов. Российское правительство обладает опытом по проматыванию иностранных кредитов на гораздо большие суммы. Указанной суммы хватит на выплату в течение 4х лет процентов и части основной суммы внешнего долга России (выплаты в 2002-14.61, 2003-20.49, 2004-14.72, 2005-15.9 млрд. долларов), из которых только проценты составят 28 млрд. долларов. Иными словами, половину земли России мы отдадим в качестве платы процентов по долгам.

- Продажа земли снизит риск для возможных инвесторов (они будут владеть землей, вместо того, чтобы находится под дамокловым мечом расторжения арендного договора)

Опровержение: Для привлечения иностранных инвесторов важны две составляющие - доходность на вложенный капитал и риск невозврата средств. Риск нарушения договора аренды на 99 лет ничуть не выше риска повторной приватизации.

- Только собственник на землю - крестьянин-фермер сможет эффективно ей распорядится, так как кровно заинтересован в результатах труда

Опровержение: Результаты деятельности фермерских хозяйств за 10 лет реформ говорят прямо об обратном - переданные фермерам 9% лучших земель России приносят мизерный товарный продукт - менее 2% (см. Статежегодник РФ 1999). Таким образом, подтверждается - только крупное сельскохозяйственное предприятие в состоянии давать товарный продукт.
Превращение же ферм в крупные товарные хозяйства невозможно без восстановления базы механизации и мелиорации сх угодий. Только на восстановление парка тракторов в сх до уровня позднего СССР необходимо более 20 млрд. долларов.

- Фермер под залог своей собственной земли сможет получить оборотные средства для ведения хозяйства

Опровержение: По общепринятой банковской практике размер кредита под залог не превышает примерно половины его рыночной стоимости. Рассмотрим примерный баланс крупного фермерского хозяйства - фермы 100 га, производящей по системе трехполья пшеницу. Стоимость такого участка, по завышенной оценке - 50000 долларов. Следовательно, фермер сможет рассчитывать на годовой кредит в размере 25000 долларов. Пусть урожайность хозяйства вместо 20 ц (как в СССР) достигнет 30 ц. Произведенная пшеница с 33 га может быть продана на рынке за сумму примерно 10000 долларов (по 3000 руб. за тонну), что может покрыть только затраты на зарплату работникам фермерского хозяйства ( 5 чел. по 100 долларов в месяц), не говоря уж о выплатах за кредит, расходах на технику, удобрения и т.д. Таким образом, надежды на подьем фермерского хозяйства на основе кредитования под залог земли - иллюзорны.

- Для устранения опасности скупки земли, ее можно передать на безвозмездной основе крестьянам

Опровержение: Так как крестьянское хозяйство неизбежно будет убыточным - см. примеры расчетов выше, данная мера просто отсрочит переход земли в руки спекулянтов и криминального капитала до момента выставления заложенной земли на аукционы для покрытия кредитов банков.

- Принятие "правильного" земельного кодекса позволит избежать злоупотреблений и обеспечит рачительное землепользование

Опровержение:
1. Правительственный проект Земельного кодекса (июнь 2001 г.) перечеркивает тщательно проработанный, принятый Государственной думой прошлого созыва и одобренный большинством субъектов федерации Земельный кодекс.
2. Его протаскивали в обход элементарного порядка, установленного законом, без предварительной проработки в структурах региональной власти.
3. земля рассматривается как недвижимость, а не как природный ресурс, социально-экономическая база развития государства и условие самого существования народа. Земля растворяется в "едином объекте недвижимости", что позволяет совершать с ней любые сделки.
4. Кодекс не регулирует правовое положение сельхозугодий. Эти вопросы предлагается решить в отдельном законе. Однако это юридическая уловка: сельхозугодия не изъяты из оборота и не значатся в ограниченных оборотом. Значит, они находятся в свободном обороте.
5. Правительственный кодекс делает возможными любые манипуляции с землей как недвижимостью, создает правовую неопределенность в вопросах купли-продажи земли любого назначения. Неопределенность - это обширное поле для спекуляций, коррупции, криминала.
6. Кодекс наделяет равными правами граждан России и иностранцев в купле-продаже земель.
7. Правительственный кодекс разрешает собственнику без дополнительных согласований выбирать любой вид разрешаемого использования земли.
8. Прописанная в правительственном кодексе схема рынка земли ущемляет интересы государства и рядовых граждан. Ряд его статей противоречат Конституции и Гражданскому кодексу РФ. Он полностью отвечает политике и идеологии МВФ и Всемирного банка, продиктованной еще в 1992 в "Стратегии реформ в продовольственном и аграрном секторах экономики бывшего СССР". Принятие правительственного кодекса усугубит расслоение общества по имущественному признаку, приведет к стихийным акциям протеста, непредсказуемым последствиям для экономики и национальной безопасности страны.
подробнее...

ПРОТИВ

- Смысл понятия земли в России никогда не сводился к трактовке ее как товара, а всегда расширялся до понятия Родины. Разрешение купли-продажи земли, таким образом, приведет к серьезнейшему изменению всей нравственной парадигмы существования народа. Такого масштаба слома в истории страны еще не было. Данный аспект купли-продажи даже не обсуждается, хотя он по любому счету является важнейшим.

- В России, как в стране с чрезвычайно суровым климатом для ведения сх, размер прибавочного продукта, производимого крестьянством всегда был меньше, чем в других странах Европы. Практически, сельское хозяйство в России всегда было убыточным (по данным известных исследователей крестьянства России - например, проф. Л. Милова "Великорусский пахарь", доход с десятины был меньше размера податей, т.е. крестьянин выплачивал ренту за счет собственного потребления). Основным способом получения дохода с земли в России была передача ее в аренду крестьянину под половину урожая и сверхэксплуатация крестьян.
Поэтому продажа (и даже просто разрешение ее оборота с одновременной безвозмездной передачей крестьянам) приведет к их быстрому разорению и сосредоточению земли в руках банков и криминального капитала, с последующей сдачи ее в аренду тем же крестьянам-фермерам под половину урожая (как это практиковалось в России в конце 19 века).

- Продажа земли - шаг к окончательному развалу сх и возникновению серьезнейшей угрозы голода в случае перекрытия потока импортных продуктов. А сам по себе поток дешевых импортных продуктов уничтожает сх производство за счет более дешевой цены.

- Разрешение продажи земли превратит ее в привлекательнейшее средство для отмытия криминальных капиталов, в первую очередь, капиталов наркокартелей, как это происходит во многих странах мира. Законодательные ограничения оказываются малоэффективны.

- Продажа земли ни в коем случае не приведет к передаче ее в собственность эффективным фермерам, поскольку они не имеют средств для ее содержания и не могут рассчитывать на реальное погашение кредитов банков от доходов с земли. Как уже описывалось, земля через максимум несколько лет будет сосредоточена в руках крупных банков и криминального бизнеса.


БЛАГОДАРНОСТЬ

Создатели сайта выражают признательность ведущему данной рубрики - Дмитрию Кобзеву

Rambler's Top100 Rambler's Top100

(c) С.Г.Кара-Мурза, 1988-2001 г.
(c) Оформление Alex, 2001 г.

Hosted by uCoz