о ситуации в России

Главная страница | Форум | E-mail

ТЕЗИСЫ

М.С.Уваров "Бинарный архетип"

По мнению автора (эта точка зрения не является общепризнанной), жизненность русской культуры, возможность ее "пассионарного" существования в потоке истории определяется не онтологией пограничных состояний, но возможностью выхода за пределы подобных стереотипов сознания. Антиномический дискурс (как явление европейской культуры) на русской почве приобретает новое наполнение - уникальную синтетическую форму взаимодействия бинарного и троичного архетипов, что открывает возможность новых типов синтеза, в которых традиция служит фундаментом и одновременно дополнением новоевропейского опыта.

Автор привлекает обширный философско-культурологический, естественнонаучный, этнографический материал (в частности, основанный на интерпретации феномена "близнечного эффекта" в культуре, философско-религиозных исканиях XIX-ХХ вв., мифологизации научного познания, постмодернистического поиска) с целью показать, что новое обращение к идее бинарного архетипа означает выход к одной из вечных загадок европейской культуры, связанной с ее своеобразием, величием и трагизмом, с будущими перспективами ее развития.

Бинарный архетип - это уникальный логический подтекст европейской культуры, присущий ей изначально. В ХХ в. понимание антиномических ситуаций в качестве некоего "разлома" культуры, способа риторически-безответного вопрошания приобретает трагические формы альтернативного стиля мышления, не признающего никаких форм синтеза. В этом аспекте необходимо исследовать такие феномены культуры ХХ в., как амбивалентное (бидоминантное) сознание, в частности, идею антиномий мышления; структуру "атактического синдрома" разорванного сознания; парадокс "мультипликации" (самовоспроизведения) тоталитарных структур; дилеммы современного религиозного сознания и др.

В ходе нашего анализа мы остановимся на следующих основных проблемах.
1. Будет показано, почему в истории классической европейской философии и культуры традиционная формулировка идей в антиномической (тезисно-антитезисной) форме является столь распространенной. В широком социокультурном пространстве бинарный архетип предстает как "узловая линия" истории и теории культуры, что позволяет говорить о его значимых онтологических характеристиках.Необходимо ответить на вопрос, каким образом бинаризм включен во внутреннюю семантику европейской культуры, почему для основных этапов становления европейского мышления характерна ориентация на систематическое его применение в качестве необходимого атрибута духовного опыта.
2. На основании этнографического, философского и художественно-эстетического анализа мы рассмотрим не исследованную ранее форму взаимосвязи основных элементов европейской культуры, основанием чего послужит авторская интерпретация так называемого "близнечного эффекта" (парадокса близнецов). Согласно развиваемой точке зрения, онтология культуры строится по принципу "эмпирически двойственное - структурно едино, а мистически единое - двойственно". С помощью выявленных закономерностей "близнечного эффекта" будут исследованы онтологические и познавательные модели философского, религиозного и художественного творчества.
3. Будет проанализирована проблема философских оснований функционирования "разорванного сознания" в современной культуре, а также исследованы антиномические ситуации, возникающие в процессе "слома письма" , характерного для европейской культуры конца XIX и конца ХХ вв.: специфика культурфилософского диагноза психологических "срывов" культуры; парадокс Ницше ("казус Ницше"); антиномия исповедального и проповедческого дискурсов (включая секуляризованные формы исповедального слова); парадоксы бинарного выбора; дилеммы "психоанализ-шизоанализ" и "гамматология-шизописьмо".
4. Мы рассмотрим также традиционные определения русской культуры как культуры антиномико-диссонансного типа ("русские мыслят крайностями"; "русские - на периферии"; "Россия - подсознание Запада"; "извечный антиномизм русского сознания" и т.п.) и попытаемся выявить степень их корректности.


Rambler's Top100 Rambler's Top100

(c) С.Г.Кара-Мурза, 1988-2001 г.
(c) Оформление Alex, 2001 г.

Hosted by uCoz