2. ЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ КОНКРЕТНОГО ИСТОРИЗМА В ИССЛЕДОВАНИИВыше мы сформулировали вопрос так: как и почему теоретический анализ (анализ фактов, совершающийся через критику категорий), исходящий из результатов исторического процесса , может сам по себе давать исторические по существу (хотя и логическое по форме) выражение действительности даже в том случае, если реальная эмпирическая история, приведшая к этим результатам, непосредственно в деталях и не исследуется. Почему "логический" анализ необходимо приводит, хотя бы в первом приближении, к пониманию прошлого, лежащего позади этих результатов, к объективной оценке исторического развития (как предмета, так и науки о нем, категорий, развитых ею ранее)? Ответ на этот вопрос может быть получен только через рассмотрение тех реальных диалектических закономерностей, которым подчиняется всякий действительный процесс развития как в природе и обществе, так и в самом познании, в мышлении. Ведь ясно, что если мы в исследовании результатов определенного исторического процесса можем открыть "снятую" в них историю их возникновения, то эта возможность основана прежде всего на том, что объективный результат процесса развития объективно сохраняет себя, в каком-то измененном, "снятом" виде свою собственную историю. Поэтому "логическая" проблема и здесь оборачивается в проблему того закономерного отношения в котором находится исторический процесс развития - к его собственным результатам. Выше мы отметили, что действительно всеобщие, действительно необходимые моменты, характеризующие предмет как конкретно-историческое целое, сохраняются в нем на всем протяжении его существования и развития, составляя закон его конкретно-исторического бытия. Вопрос, стало быть, заключается в том, чтобы выяснить, в каком виде, в какой форме сохраняются на высших ступенях развития предмета исторические условия его возникновения и развития. И здесь мы сразу сталкиваемся с фактом диалектического отношения между исторически предшествующими условиями возникновения предмета - и позднейшими, на их основе развившимися "следствиями". Диалектика этого отношения состоит в своеобразном "перевертывании" исторически предшествующего - в логически последующее и обратно, условия - в обусловленное, следствия в причину, сложного - в простое и обратно и т.д. и т.п. Благодаря этой объективной диалектике и получается то парадоксальное на первый взгляд обстоятельство, что "логическое" изображение законов исторического процесса (логическое по форме и конкретно-историческое по существу понимание фактов) являет собой картину, прямо обратную той, которая представляется "естественной", кажется соответствующей эмпирически констатируемому порядку развития предмета. Чтобы понять эту диалектику, необходимо принять во внимание прежде всего следующий факт. Любой реальный процесс конкретного развития (в природе ли, в обществе или в сознании) всегда начинается не на пустом месте, не в эфире чистого разума, а на основе предпосылок и условий, созданных не им, а какими-то другими процесами, не имеющими с ним ничего общего, - всем предшествующим развитием. Так человек начинает свою специфическую историю на основе предпосылок и условий, созданных до и независимо от него природой. Так, возникновение жизни (специфически биологическое развитие) предполагает независимо от нее сложившиеся, притом предельно сложные химические образования. Но любая качественно новая форма развития не только возникает внутри условий, не ею созданных, но и все свое дальнейшее развитие переживает внутри тех же условий, внутри сложнейшего взаимодействия с ними. Это ясно. Но далее мы сталкиваемся с трудностью, - с диалектическим характером отношения между "низшими" и "высшими" формами развития, с объективным перевертыванием их роли внутри этого взаимоотношения. *** (ПК! "Качественно новая форма развития" животных началась в того вида, который начал не просто использовать "предметы природы" как продолжение своих телесных органов, а начал их СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ! Этот элемент нового и РОЖДАЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО! Но этот научный результат Олега Юня, хотя только в свете работ Эвальдда и видно его ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Еще, чтобы не забыть! Особый характер категории "СУБСТАНЦИЯ" у Эвальда. В моей таблице "законов природы" в каждой клетке находится - ЗАКОН. Но их много! Эвальд предлагал говорить, что в каждой клетке находится "своя субстанция". Я возразил, что тогда будет потеряна ОДНА, ВСЕОБЩАЯ СУБСТАНЦИЯ СПИНОЗЫ - подлинная причина самой себя. Я предложил называть содержание клеток "СУЩНОСТЬЮ", а их ИЕРАРХИЮ - иерархией сущностей разных порядков, где "нижележащая сущность" - есть ЯВЛЕНИЕ. Эвальд принял это предложение и так теперь называются клетки законов. Но я потерял другой "оттенок" СУЩНОСТИ, где "субстанция стоимости" есть ТРУД, а история - есть лишь "самодвижение" этой СУБСТАНЦИИ! Точно так же обстоит дело и с "капиталом", который тоже выступает как причина "саморазвития"! Это особенность "субстанции", идущая от Маркса). *** Дело в том, что исторически позднейший результат, возникший на основе всего предшествующего развития, вовсе не остается лишь пассивным "результатом", лишь "следствием". Каждая вновь возникшая ("высшая") форма ДВИЖЕНИЯ, взаимодействия становится новым "всеобщим" принципом, который починяет себе исторические предшествующие ей формы, превращает их в "побочные" внешние формы своего специфического развития, "в органы своего тела", как выразился Маркс в применении к одному из случаев такого рода. Их движение начинает совершаться согласно законам, характерным для той новой системы взаимодействия, внутрь которой они попали. Новая, высшая (исторически позднейшая) система конкретного взаимодействия начинает сама, своим собственным движением, сохранять и активно воспроизводить все действительно необходимые условия своего движения. Она как бы "порождает из себя" все то, что первоначально было создано не ею, а предшествующим историческим развитием. Развитие в этом случае и приобретает ту форму спирали, которую мы анализировали в первой части этой работы как одну из характернейших черт внутреннего взаимодействия, "конкретности" в подлинном смысле этого понятия. Необходимо предполагаемое условие исторического возникновения предмета становится при этом необходимо полагаемым следствием его специфического развития. В этом виде исторически необходимые условия возникновения предмета и сохраняются в его структуре на всем пути его развития, его специфического движения. Все же те моменты, которые - хотя и повсеместно присутствовали при рождении новой формы развития, но не были абсолютно необходимым условием этого рождения, в итоге не сохраняются, не воспроизводятся. На высших ступенях развития предмета эти последние не наблюдаются, они исчезают в ходе его исторического развития, тонут во мраке прошлого. Поэтому-то "логическое" рассмотрение высшей ступени исторического развития предмета, уже развившейся системы взаимодействия, и выявляет картину, в которой сохранены все действительно необходимые условия ее возникновения и эволюции, и отсутствуют все более или менее случайные, чисто исторические условия ее возникновения... Поэтому-то "логическому анализу" и не приходится "очищать" изображение от чисто исторических случайностей и от чисто исторической формы их проявления те действительно всеобщие, действительно необходимые условия, при которых она только и может возникнуть, существовать и развиваться. Это "очищение" проделывает за теоретика и до теоретика сам исторический процесс. Иными словами, сам объективный исторический процесс производит "абстракцию", в которой удержаны лишь конкретно-всеобщие моменты развития, очищенные от исторической формы, зависящей от стечения более или менее случайно сложившихся обстоятельств. Теоретическое выявление именно этих моментов и дает в итоге конкретно-исторические абстракции. Этим принципом уверенно руководствовался Маркс, анализируя категории политической экономии. Рабочая сила как таковая, как способность к труду вообще, принадлежит, как нетрудно понять, к числу исторических предпосылок возникновения капитала, точно так же как и земля, и воздух, и полезные ископаемые. В качестве таковой она и остается лишь предпосылкой возникновения капитала, не являясь одновременно его следствием, его продуктом. Зато капитал активно воспроизводит (рождает как свой продукт) рабочую силу как "товар", то есть ту конкретно-историческую форму, в которой рабочая сила функционирует в качестве элемента капитала. Точно то же происходит и с товаром, и с деньгами, и с торговой прибылью, и с рентой и т.п. и т.д. - как таковые они принадлежат к числу "додилювиальных" предпосылок капиталистического развития, к числу его "доисторических" условий. Как конкретно-исторические формы бытия капитала, отражающие своим движением его специфическую историю, они суть продукты самого капитала. В итоге все действительно необходимые условия возникновения капитала наблюдаются на поверхности развитого капитала как его побочные формы, притом наблюдаются в "очищенном от исторической формы виде". Воспроизводя их как свой продукт, капитал стирает с них все следы их первоначального исторического облика. Одновременно логический анализ дает указание и историческому исследованию. Он своими выводами ориентирует историка на отыскание действительно необходимых условий и предпосылок возникновения определенного процесса, дает ему критерий для различения "существенного" от просто бросающегося в глаза, необходимого - от чисто случайного и т.д. и т.п. Описанная диалектика имеет место, конечно, не только в случае с капиталом. Это вообще всеобщий закон. То же самое мы можем наблюдать, например, в становлении биологической формы движения материи. Первоначально простейшее белковое тело возникает совершнно независимо от каких бы то ни было биологических процессов - просто как один из продуктов химизма, притом как очень неустойчивый продукт. Как - при каких конкретных условиях - возникло это простейшее биологическое образование, - этого мы не знаем до сих пор с достаточной точностью. Химия еще не может искусственно создать белкового живого тела, не может создать условий, внутри которых такое тело возникло бы с необходимостью. Это значит, что она точно не знает, что это за условия. *** (ПК! И в этот момент - февраль 1956 года - приезжаю я с "волчьим билетом" вместо паспорта. По тексту видно, что Эвальд гадает о возможных причинах возникновения органической жизни... После моего доклада - как я и полагаю, он получил ответ в виде СВЯЗИ двух проблем - проблемы второго закона термодинамики и проблемы происхождения органической жизни. Именно по этой причине - я и убежден, что "Космологию духа" Эвальд написал сразу же после моего доклада... Основной текст свидетельствует, что в это время у Эвальда еще нет и намека на связь энтропии и органической жизни...) *** Но зато вполне достоверно, объективно констатируемым фактом является следующее: внутри развитого биологического организма эти условия (причем вся их необходимая совокупность) актуально наличествуют, актуально осуществлены до тех пор, пока организм живет. Эти условия, при которых извне привходящее вещество превращается в белок, в живое вещество, здесь могут быть установлены вполне объективно и строго. Одновременно (исходя из того факта, что не любое вещество может быть ассимилировано организмом) можно открыть и те первоначальные продукты химизма, которые способны при надлежащих условиях превратиться в живое тело. В силу этого обстоятельства становятся возможным т.н. "пограничные" области исследования. Так, например, биохимия не есть простой гибрид между химией и биологией, но особая наука, которая, на основе исследования условий превращения химических веществ в живое вещество внутри развитого организма, оказывается способной раскрывать эти условия внутри развитого организма, оказывается способной раскрывать всеобщие закономерности превращения "мертвой" материи - в живую. Тем самым изучение процессов, протекающих в ныне здравствующих организмах, может дать и дает новое понимание процесса возникновения жизни на земле - правда, в самых общих чертах. *** (ПК! Два ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ вида обмена веществ - ПРОТИВОПОЛОЖНЫ в интересующем нас смысле по отношению к ИЗМЕНЕНИЮ "СВОБОДНОЙ ЭНЕРГИИ": в одном классе эта величина УВЕЛИЧИВАЕТСЯ, а в другом - противоположном - она УМЕНЬШАЕТСЯ. Если доминирует УВЕЛИЧЕНИЕ, то физики будут говорить об "уменьшении энтропии", хотя НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА ТЕРМИОНОМ "ЭНТРОПИЯ".) *** Итак, "логическое" развитие категорий, изображающих внутреннюю структуру предмета в том ее виде, в каком она наблюдается на высших ступенях его развития, приводит "в первом приближении" к пониманию истории его возникновения, закона становления этой структуры. "Логическое" развитие поэтому совпадает с "историческим" развитием внутренне, по самому существу дела. Но совпадение это глубоко диалектично, и без понимания этой диалектики его добиться нельзя.
|
||||||||||||||
© С.Г.Кара-Мурза, 1988-2001 г. |