*** (ПК! Этот вопрос по отношению к теоретической физике - есть вопрос о соотношении МОШНОСТИ (ПОТОКА ЭНЕРГИИ) и аккумуляции этого потока энергии в форме накопленной потенциальной ЭНЕРГИИ, как интегральной величине "использования", "аккумуляции" энергетического потока!) *** В этом пункте одновременно резко обозначается принципиальная противоположность диалектики Маркса как диалектики материалистической - спекулятивно-идеалистической диалектике Гегеля, его методу конструирования реальности "из понятия". Аксиома и непререкаемый принцип гегелевской диалектики заключается в том, что вся система категорий должна быть развита из "имманентных противоречий" исходного понятия. Если бы развитие товарно-денежного обращения в товарно-капиталистическое изображал бы правоверный последователь гегелевской логики, он должен был бы - в духе этой логики - доказать, что имманентные противоречия товарной сферы сами по себе рождают все условия, при которых стоимость становится самовозрастающей стоимостью. Маркс делает как раз обратное: он показывает, что товарно-денежное обращение - сколько бы оно внутри себя не вращалось - не может увеличить совокупную стоимость обмениваемых товаров, не может создать своим движением условий, при которых деньги, брошенные в обращение, приносили бы с необходимостью новые деньги. В этом - в решающем пункте анализа - мысль обращается вновь к эмпирии товарно-капиталистического рынка, в ней, в эмпирии, отыскивается та экономическая реальность, которая превращает движение товарно-денежного рынка в процесс производства и накопления прибавочной стоимости. Единственный "товар", который одновременно и подводится под закон стоимости, и - без какого бы то ни было нарушения этого закона - делает возможным и необходимым явление, прямо противоречащее закону стоимости - прибавочную стоимость, - этот товар "рабочая сила". *** (ПК! На этом действительно блестящем результате Маркса и "сдох весь марксизм"! Ведь товар, который НЕ ИМЕЕТ СТОИМОСТИ и, одновременно, ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ - не носит названия "рабочая сила", а называется ЛИЧНОСТЬ! Мы вступаем в последнее противоречие между ЛИЧНОСТЯМИ и "денежными мешками" - кто кого? Хотелось бы верить, что мозги-ЛИЧНОСТИ выйдут из этого последнего столкновения победителями. Даже их поражение будет требовать их победы - иначе закончится сама ЖИЗНЬ!) *** И здесь снова обнаруживается, какую огромную теоретическую важность имеет тот факт, что товар раскрыт Марксом как непосредственное единство, как тождество противоположностей стоимости и потребительной стоимости. Сущность товара "рабочая сила" раскрывается в "Капитале" так же, как непосредственное тождество взаимоисключающих определений стоимости и потребительной стоимости: потребительная стоимость рабочей силы - ее специфическое качество - заключается как раз в том и только в том, что она в ходе потребления превращается в свою собственную противоположность - в стоимость... *** (ПК! Эвальд не знает, как можно выразить ОДНОВРЕМЕННО и меновую, и потребительную стоимость "рабочей силы". А это очень важно! Нужно это дописать: "потребительная стоимость" рабочей силы = полный рабочий день; "меновая стоимость" рабочей силы = оплаченная часть полного рабочего дня; разность между потребительной стоимостью и меновой стоимостью = прибавочная стоимость; отношение потребительной стоимости к меновой стоимости - просто "стоимость" = среднее отношение потребительной стоимости к меновой стоимости. ) *** Экономическое определение рабочей силы внутри товарно-капиталистической системы условий производства заключается как раз в этом единстве взаимоисключающих противоположностей, в их антиномическом совмещении в одном и том же "товаре", потребительная стоимость которого состоит исключительно в его способности превращаться в стоимость, притом в самом акте его потребления. В тот самый миг, в который рабочая сила фигурирует как потребительная стоимость, то есть в акте ее потребления капиталистом - она одновременно выступает как стоимость, овеществляемая в продукте труда. Это опять-таки противоречие "в одном и том же отношении", в отношении к процессу производства и накопления прибавочной стоимости, к капиталу, внутреннее противоречие капиталистического процесса. Если взглянуть на дело с точки зрения Логики, то можно подметить одно важнейшее обстоятельство. А именно: любая "конкретная" категория "Капитала" предстает как одна из ФОРМ ВЗАИМОПРЕВРАЩЕНИЯ стоимости и потребительной стоимости, то есть тех двух взаимоисключающих полюсов, которые были выявлены в начале исследования, в анализе "клеточки" исследуемого организма. Тех двух полюсов, которые в своем антагонистическом единстве составляют содержание исходной, всеобщей категории, лежащей в качестве основания всей дальнейшей "дедукции" категорий. А вся "дедукция" категорий предстает с этой стороны как процесс усложнения той цепи "опосредующих звеньев", метаморфоз, которые должны проходить оба полюса стоимости в процессе их взаимного превращения. Становление капиталистического организма предстает с этой стороны как процесс нарастания "напряжения" между двумя полюсами исходной категории. Путь взаимного превращения противоположностей стоимости и потребительной стоимости становится все сложнее. Если в акте простого обмена товара на товар взаимопревращение стоимости и потребительной стоимости совершается как непосредственный акт, то с появлением денег каждый из полюсов должен сначала превратиться в деньги, а уж потом - в свою собственную противоположность. Рабочая сила предстает как новое "опосредующее звено" взаимопревращения форм стоимости, как новая форма осуществления "стоимости"... Но взаимно тяготеющие друг к другу полюса стоимости по-прежнему остаются двумя крайними точками, между которыми возникают все новые и новые экономические формы. Любая новая экономическая реальность приобретает смысл и значение лишь в том единственном случае, если она служит взаимопревращению стоимости и потребительной стоимости, если она становится формой осуществления стоимости как живого антагонистического единства ее внутренних противоположностей. "Стоимость" превращается в верховного судью всех экономических судеб, высшим критерием экономической необходимости любого явления, попавшего в процесс ее движения. Сам человек - субъект производственного процесса - превращается в пассивную игрушку, в "объект стоимости", а стоимость становится "автоматически действующим субъектом" процесса в целом, "самовозрастающим" субъектом этого процесса... Если в простом обращении стоимость товаров в противовес их потребительной стоимости и получила в лучшем случае самостоятельную форму денег, то здесь она выступает как саморазвиающаяся, как самодвижущаяся СУБСТАНЦИЯ, для которой "товары и деньги суть только формы", - говорит Маркс о роли стоимости в процессе товарно-капиталистического способа производства. В этих выражениях Маркса нетрудно усмотреть скрытую полемику с самим существом гегелевской философии, с ее фундаментальным обоснованием в "Философии духа". В этом произведении, заключающем в себе всю "тайну гегелевской философии", идеалист-диалектик выдвигает требование к науке: "Постигать и выражать истинное не только как субстанцию, но не в меньшей мере и как субъект..." "Субъект" для Гегеля равнозначен реальности, развивающейся через противоречия, саморазвивающейся реальности. И все дело в том, что такого качества Гегель не признавал за объективной реальностью, существующей вне духа и независимо от него. Единственная "саморазвивающаяся субстанция" для него - только логическая идея; поэтому у Гегеля предполагается и обосновывается, что требование "познавать и выражать истинное не только как субстанцию, но в не меньшей мере и как субъект" может быть реализовано лишь в науке о мышлении, лишь в философии, и притом в объективно-идеалистической философии. Пользуясь в "Капитале" терминологией Гегеля, Маркс тем самым подчеркивает принципиальную противоположность своих философских позиций - позиции гегельянства, показывает материалистический вариант диалектики как науки о развитии через внутренние противоречия. И если с помощью той же философской терминологии выразить существо переворота в политической экономии, произведенного Марксом, то можно сказать так: в его теории впервые была понята не только субстанция стоимости - труд (это понимал и Рикардо), но стоимость была понята и как СУБЪЕКТ всего развития, то есть как развитие своих внутренних противоречий в целую систему экономических форм. Последнего Рикардо не понимал. Чтобы это понять, надо было стать на позиции сознательной материалистической диалектики. На основе такого понимания объективных законов развития, как развития по существу своему диалектического, как развития через противоречие, только и можно понять существо Логики исследования, применяемой в "Капитале", существо марксовой "дедукции категорий", существо способа восхождения от абстрактного к конкретному. Это, на первый взгляд, со стороны внешней формы, чистая "дедукция", движение от всеобщей категории ("стоимость") - к особенным категориям (деньги, прибавочная стоимость, прибыль, заработная плата и т.д.). Внешне движение мысли очень похоже на традиционную "дедукцию" - деньги (а затем и прибавочная стоимость и все остальное) выступают как "более конкретный образ" стоимости вообще, как "особенное" существование стоимости. Стоимость на первый взгляд может показаться "родовым понятием", абстрактно-всеобщим, а деньги и прочее - "видами" стоимости. !!!!!!!!!! Но ближайшее рассмотрение тотчас же обнаруживает, что отношение "рода" и "вида" тут как раз нет. В самом деле, стоимость раскрывает свое содержание как непосредственное противоречивое единство стоимости и потребительной стоимости. Но деньги - а особенно БУМАЖНЫЕ ДЕНЬГИ - ПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТЬЮ УЖЕ НЕ ОБЛАДАЮТ... Они реализуют в своих экономических функциях только одно из двух определений "стоимости вообще", функцию всеобщего эквивалента, "стоимости как таковой"... !!!!!!!!!! То есть стоимость вообще оказывается "богаче" по содержанию, чем ее собственный "вид" - деньги. Всеобщая категория обладает таким "признаком", который полностью отсутствует у особенной категории. Деньги таким образом лишь односторонне (абстрактно) реализуют двустороннюю природу стоимости. И тем не менее деньги - более конкретное, более сложное исторически производное экономическое явление, нежели стоимость. С точки зрения традиционного понимания "дедукции" это - парадокс. Это уже с этой точки зрения - вовсе не дедукция, а что-то иное... Это и в самом деле не дедукция в смысле старой логики, а такое ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ, которое сочетает в себе и движение от всеобщего к особенному и обратное движение - от особенного к всеобщему, и движение от абстрактного к конкретному, и движение от конкретного к абстрактному. Каждая из этих категорий отражает вполне конкретное экономическое образование, явление. И одновременно каждая из этих категорий отражает такую реальность, которая лишь односторонне ("абстрактно") осуществляет природу того целого, в состав которого она органически входит, являясь "исчезающим моментом" в движении этого целого, его "абстрактным" проявлением... "Дедукция" же воспроизводит реальный процесс становления как каждой из категорий (то есть каждого реального экономического образования), так и всей системы в целом, обнаруживая реальную генетическую связь, генетическое единство там, где на поверхности выступают на первый взгляд не связанные между собой явления, и даже явления, "противоречащие" друг другу. Отсюда проистекает принципиальная разница между формально-логической, силлогистической "дедукцией" и способом восхождения от абстрактного к конкретному. В основании первой, в качестве ее "большой посылки", лежит абстрактно-всеобщее, "родовое" понятие, наиболее скудное по содержанию и наиболее широкое по объему. Под такое понятие можно подвести только такие "особенные" явления, которые не содержат в себе "признака", противоречащего признакам всеобщего понятия. Кроме того, под такое "всеобщее" понятие нельзя подводить явление, у которого отсутствует хотя бы один признак, входящий в определение содержания всеобщего понятия. Такое явление сразу будет расценено с точки зрения старой логики как явление, относящееся к какому-то другому порядку, к какой-то другой системе, к какому-то другому "роду" явлений. То есть аксиома старой дедукции гласит: каждое из особенных явлений, могущих быть подведенными под абстрактно-всеобщее понятие, должно обладать всеми признаками, заключенными в определении всеобщего понятия, и не должно заключать в себе признака, противоречащего признакам всеобщего понятия. Только явления, соответствующие этому требованию, старая дедукция и признает относящимися к тому роду явлений, который наиболее общим образом определен всеобщим понятием. Всеобщее понятие тут оказывается критерием отбора явлений, которые следует учитывать при рассмотрении определенного рода явлений, и с самого начала, как выражаются логики, предопределяет "плоскость абстракции", угол зрения на вещи. Но стоит только применить эту аксиому к категориям политической экономии, чтобы сразу стала ясна ее крайняя искусственность и субъективность. Так, деньги страдают отсутствием одного из атрибутивных признаков "стоимости вообще". ОНИ НЕ ОБЛАДАЮТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТЬЮ. Товарно-капиталистическое обращение содержит в себе "признак", прямо и непосредственно противоречащий закону стоимости, закону обмена эквивалентов - способность создавать прибавочную стоимость. Прибавочную стоимость не подведешь без противоречия под категорию "стоимости". Она поэтому начинает представляться явлением какого-то другого мира, чем мир движения стоимости... Подобные парадоксы и приводили в величайшее смущение буржуазных экономистов, не признававших иной логики, кроме формальной, и иной дедукции, кроме силлогистической. Теоретическая задача, объективно поставленная развитием домарксовой политической экономии, состояла в том, чтобы показать - как на основе закона стоимости и без какого бы то ни было нарушения его становятся не только возможными, но и необходимыми явления, прямо и непосредственно противоречащие трудовой теории стоимости. Мы уже показали, что эта задача абсолютно неразрешима до тех пор, пока "стоимость" понимается как абстрактно-общее, "родовое" понятие, а рационально решается при том условии, что стоимость раскрыта как конкретно-всеобщая категория, отражающая совершенно конкретную экономическую реальность (обмен товара непосредственно на товар), содержащую в себе противоречие. Такое понимание стоимости и дало Марксу ключ к решению всех тех теоретических трудностей, в которые всегда упирается теоретический анализ, предметом которого оказывается живая действительность, развивающаяся через противоречия. В самой "стоимости", в исходной категории теоретического развития анализ Маркса обнаруживает возможность тех противоречий, которые на поверхности развитого капитализма выступают очевидным образом, в виде разрушительных катаклизмов кризисов перепроизводства, острейшего антагонизма чрезмерного богатства на одном полюсе общества и невыносимой нищеты на другом полюсе, в виде непосредственной борьбы классов, находящей свое окончательное разрешение лишь в революции. ### (ПК! Революция, как выяснилось, не решает проблемы! Она разрушает, а решение должно "снять" проблему, то есть СОЗДАТЬ общество, где становится уважаемой ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ! Невозможность добиться уважения к человеческой личности ПУТЕМ РЕВОЛЮЦИИ - и есть ИСТОЧНИК МОЕГО ПУТИ К ПОТОМКАМ!) ### Все это в теоретическом изображении предстает как неизбежный результат развития того самого противоречия, которое заключено в простом товарном обмене, в "клеточке" всей системы, в "стоимости", как в зародыше, как в зерне. А отсюда становится понятным, почему категория стоимости в ходе теоретического развития категорий капиталистической экономики оказывается строгим теоретическим ориентиром, позволяющим абстрактно выделять лишь такие черты рассматриваемой реальности, которые связаны с нею атрибутивным образом, представляют собою "всеобщие и необходимые" формы существования капиталистической системы. В состав теоретического изображения этой системы вводятся только такие обобщения, которые могут быть "подведены" под определения "стоимости". Но это "подведение", осуществляемое в "Капитале", по своему существу чуждо формальному подведению понятий под понятия. Если рабочая сила "подводится" под категорию стоимости, то это непосредственно отражает факт реального становления товарно-капиталистической системы отношений. Анализ системы показал, что товарно-денежное обращение представляет собой всеобщую основу, простейшее всеобщее и необходимое условие, без наличия которого капитализм ни возникнуть, НИ СУЩЕСТВОВАТЬ, НИ РАЗВИВАТЬСЯ ОБЪЕКТИВНО НЕ МОЖЕТ. Тем самым теоретические определения товарно-денежного обращения показаны в качестве отражения тех объективных всеобщих условий, которым должно удовлетворять все то, что вообще могло или может быть когда-либо включено в процесс движения товарно-капиталистического организма. Если же явление не "подводится" под условия, диктуемые законами товарно-денежного рынка, - значит оно не могло и не может вообще включиться в этот процесс, стать формой товарно-капиталистического обмена веществ в обществе. Таким образом, в определениях "стоимости" теоретическое мышление и обретает строгий критерий различения, отбора тех явлений, тех экономических форм, которые представляют собой внутренне присущие капитализму формы "бытия".
|
||||||||||||||
© С.Г.Кара-Мурза, 1988-2001 г. |