* Но обе эти вероятные реакции будут неоправданными, ибо я исхожу из убеждения (которое не раз высказывал на протяжении своего сочинения), что роль Сталина крайне преувеличивается как его поклонниками, так и — в равной мере — ненавистниками.
* Уж если на то пошло, действительно громадное значение имел не сам Сталин, а миф о Сталине , который играл особенно большую роль во время войны, ибо миллионы людей верили, что во главе страны — всезнающий и всесильный человек, ведущий их к Победе. Это со всей ясностью выразилось, например, в последних словах восемнадцатилетней девушки из священнического рода Зои Космодемьянской, бесстрашно отправившейся в тыл врага и повешенной 29 ноября 1941 года в деревне Петрищево, расположенной в 85 км к западу от Москвы: “Сталин придет!” И суть дела здесь, конечно же, не в самом вожде, но в вере и опиравшемся на нее поведении множества людей (разумеется, не все разделяли эту веру, но она все же была достоянием миллионов). И, повторюсь, эта жившая в людях вера, этот миф , “объективированный” в их действиях, имел гораздо большее значение, чем сам Сталин.
* Вообще, все основное, что совершалось в стране, было порождено объективным — в конечном счете, необходимым, неизбежным — ходом истории , а не личной мыслью и волей Сталина. И, говоря о том, что голодная жизнь послевоенного времен и была обусловлена тогдашним состоянием сельского хозяйства, а не абсурдным намерением власти “выморить” крестьянство, я стремился не “оправдать” власть, а уяснить историческую реальность тех лет.
* Но проблема имеет и другой — и очень существенный — аспект: в последнее время достаточно настойчиво высказывалось мнение, согласно которому Сталин и режим в целом поступили совершенно неразумно и просто преступно, заставив страну, находившуюся после войны в столь тяжелом положении, играть заведомо непосильную для нее роль на мировой арене. Утверждают даже, что не следовало переступать государственную границу СССР, удовлетворившись изгнанием врага из пределов страны.
* В высшей степени характерный пример: в 1996 году широко известный литературный критик и публицист Лев Аннинский в своей тогдашней телепрограмме “Уходящая натура” беседовал с очень популярным в 1960—1970-х годах писателем Георгием Владимовым (Волосевичем), который в 1983 году эмигрировал в ФРГ, и последний заявил, что СССР надо было в конце войны остановиться на границе. Важно не само это заявление нынешнего жителя ФРГ, а тот факт, что Лев Аннинский, как он мне сообщил, твердо возразил Владимову, однако его слова не были допущены хозяевами телеканала в передачу!
* Рассуждения, согласно которым остановка на границе была бы гораздо более “позитивным” решением, — типичный образчик подмены понимания реальной истории пресловутым “если бы... то...” и, в конечном счете, — совершенно бесплодного умствования. В частности, в СССР имелось в 1945 году очень мало людей, готовых “удовлетвориться” изгнанием врага; лозунг “На Берлин!” был непререкаемым в умах и душах людей самых разных социальных слоев и убеждений.
* Александр Твардовский в глубоко лирическом стихотворении, написанном в 1947 году, выразил, без сомнения, общенародное восприятие конца войны:
* ...Ехал я под Берлином
* В сорок пятом году.
* Фронт катился на запад,
* Спал и ел на ходу.
* В шесть рядов магистралью —
* Не вмещает, узка! —
* Громыхаючи сталью,
* Шли на запад войска.
* Шла несметная сила,
* Разрастаясь в пути,
* И мосты наводила
* По себе впереди.
* Шла, исполнена гнева,
* В тот, в решающий бой...
* И гудящее небо,
* Точно щит, над собой
* Высоко проносила...
* “Погляди, какова
* Мать родная, Россия,
* Москва, Москва!..”
* Но наиболее глубокая суть проблемы, которую вообще не осознают авторы, пытающиеся сегодня предлагать “правильное” решение (надо было, мол, в 1945 году не ввязываться в судьбы целого мира, а заботиться о своей разоренной и голодающей стране), в другом. Приверженцы “сослагательных”, “альтернативных” рассуждений об истории основываются в конечном счете на заведомо ложном — и в сущности примитивном — “прогрессистском” мышлении (о котором уже неоднократно говорилось в моем сочинении). В таком мышлении, помимо прочего, “позитивные” последствия какого-либо события изолируются от его неизбежных негативных последствий, — что с особенной ясностью видно в рассуждениях, превозносящих то или иное достижение в сфере техники, но не касающихся его неизбежных негативных для природы и человека последствий.
* Победа 1945 года была многогранной , слагалась из побед военной, политической, идеологической и т. д. — но каждая из этих побед вела и к определенным бедам ... Начнем хотя бы с того, что после 9 мая культ вождя стал уже поистине безграничным и в количественном, ибо он охватил теперь подавляющее большинство населения, и в качественном отношении, превратившись в своего рода идолопоклонство, которое, так сказать, вполне закономерно “увенчалось” фактическим жертвоприношением идолу — гибелью множества людей в ходе сталинских похорон 9 марта 1953 года...
* Но, пожалуй, еще более существенные последствия имел другой результат Победы — полное “оправдание” всего того, что свершалось в стране с 1917 года. Часто и правильно говорится о том, что Сталин и власть в целом во время войны стремились опереться не столько на советский период истории страны и коммунистическую идеологию, сколько на всю многовековую Россию и патриотизм как таковой, без конкретной политической окраски. Но почти не говорится о том, что вскоре же после Победы, 9 февраля 1946 года, Сталин произнес речь, в которой заявил:
* “Война устроила нечто вроде экзамена нашему советскому строю, нашему государству, нашему правительству, нашей Коммунистической партии и подвела итоги их работы... Наша победа означает прежде всего, что победил наш советский общественный строй...” [171] и т. д.
* И такое толкование причин Победы было чрезвычайно широко распространено в то время. Крупнейший писатель и мыслитель М. М. Пришвин 18 ноября 1941 года, после начала непосредственного наступления врага на Москву, писал: “...ближе и ближе подступает к нам та настоящая тотальная война, в которой встанут на борьбу священную действительно все, как живые, так и мертвые. Ну-ка, ну-ка вставай, Лев Николаевич, много ты нам всего наговорил”. И 19 ноября: “Теперь даже один наступающий день нужно считать как всё время... эти дни Суда всего нашего народа, всей нашей культуры, нашего Пушкина, нашего Достоевского, Толстого, Гоголя, Петра Первого...” [172]
[««] Вадим Кожинов Россия. Век XX (1939-1964) Опыт беспристрастного исследования. [»»]