При восприятии таких фильмов никому не приходило в голову, что в 1918—1922 годах погибло около двух десятков миллионов соотечественников * , что многие принадлежавшие к цвету нации люди эмигрировали или были высланы, что вообще страна находилась тогда подчас на грани полной гибели... Все “негативное” в истории страны после 1917 года было отнесено в тогдашней идеологии к периоду последней трети 1930 — начала 1950-х годов, то есть к эпохе “культа личности”.

Автор пространных мемуаров, литературная и, в известной мере, общественная деятельница Р. Д. Орлова (Либерзон), о которой уже шла речь в первом томе этого сочинения, с удовлетворением цитировала позднее (уже став эмигранткой) свое выступление на партийном собрании Московской организации писателей в марте 1956 года (то есть сразу же после ХХ съезда партии):

“Дни, которые мы переживаем, чем-то напоминают первые послеоктябрьские. Тот же митинговый, бьющий весенним половодьем демократизм... Меня поздравляли, обнимали, целовали” [377] . Раиса Давыдовна явно не отдавала себе отчета в том, что восхищающий ее “митинговый демократизм” играл немалую роль и в проклинаемом ею терроре 1937 года; в первом томе (глава “Загадка 1937-го”) цитировались ее воспоминания о том, как именно на “демократическом” комсомольском митинге она вместе с другими (в том числе и с детьми репрессируемых!) не без энтузиазма голосовала за уничтожение “врагов народа”.

Черпая свои представления из поверхностных сочинений о сталинском времени, многие люди до сих пор полагают, что террор того времени целиком и полностью на “совести” НКВД. Однако на деле (целый ряд фактов приведен в указанной главе моего сочинения) в стране царила атмосфера беспощадности по отношению к любым “уклонам”, и сама Р. Д. Орлова покаялась, например, что в свое время на партсобрании по собственной воле процитировала “крамольные” суждения своего сотоварища, Г. С. Кнабе, который, к счастью, отделался увольнением со службы и долговременной безвестностью...

Тут важно вдуматься в само это понятие “демократизм”. Древнегреческое слово означает “власть народа” — то есть, в сущности, власть всех и каждого, однако такого рода “идеал” — несбыточная утопия, и в действительности “демократия” всегда оказывается властью какого-либо слоя людей. В 1956 году дело шло о власти коммунистической партии, — власти, которая при Сталине как бы переместилась в государство. И для той же Орловой рамки столь любезного ей “демократизма”, в сущности, ограничивались рамками КПСС. Она, надо отдать ей должное, сама не раз признала это в своих мемуарах.

Так, в 1956 году она прочитала в рукописи ставший позднее знаменитым роман Бориса Пастернака “Доктор Живаго” и впоследствии вспоминала: “Мне показалось, что книга о нашей * революции написана извне. Все это было чужим ... книга была чужда тому, о чем мы думали, мечтали, спорили... В письме (отвергнувшем роман. — В. К. ) редколлегии “Нового мира” (опубликованном в 1958 г.) я нашла оценку романа, близкую моей тогдашней” (цит. соч., с. 161; выделено мною. — В. К. ).

Здесь очень существенны слова “чужим” и “чужда”, ибо очевидно, что речь идет о том бытии и сознании России, которые никак не вместились в рамки политики и идеологии КПСС и соответствующего “демократизма” и потому подлежали уничтожению или хотя бы оттеснению на “задворки” истории. Нет сомнения, что в 1956 году в стране еще было достаточно много людей, к которым не подходила популярная тогда формула: “Мы — родом из Октября” (для младшего поколения составилась аналогичная формула: “Мы — дети ХХ съезда”), ибо они так или иначе были порождены многовековой историей России; однако эти люди вынуждены были “скрывать свою родословную” или хотя бы не обнаруживать ее со всей ясностью.

Пастернак же, несмотря на то, что он считал Революцию неизбежным и даже естественным итогом предшествующей истории России, вместе с тем не отказывался в своем романе и от этой предшествующей истории своей страны * , — с чем не могло согласиться абсолютное большинство советских писателей (не говоря уже о том, что отвергнутый для опубликования редакцией “Нового мира” роман Борис Леонидович передал в “буржуазное” издательство).

Поэтому даже считавшиеся более или менее “демократическими” писатели беспощадно осудили своего коллегу и письменно, и устно, и даже жестом (поднимая руки на собрании за исключение Бориса Леонидовича из Союза писателей); среди них — В. Дудинцев, В. Инбер, В. Катаев, Л. Мартынов, В. Панова, И. Сельвинский, Б. Слуцкий, А. Твардовский, В. Шкловский... (Р. Орлова, как она сама сообщает, еще не была в 1958-м членом СП, но есть основания полагать, что она оказалась бы заодно с перечисленными).

Это показывает сугубую ограниченность “демократизма” хрущевской поры, но гораздо важнее увидеть в эпизоде с пастернаковским романом другую сторону дела, отмеченную той же Р. Орловой: “дореволюционное” бытие и сознание России представали в ее глазах как “чужое”, “чуждое”. В дальнейшем я буду стремиться показать, что в этой “отчужденности” своего рода ключ к пониманию всей послереволюционной истории страны — вплоть до сего дня. И в годы хрущевского правления отчужденность от многовековой России значительно усугубилась.

В 1936 году, как было показано выше, мыслителю-эмигранту Георгию Федотову представлялось, что в результате различных “контрреволюционных” акций, начавшихся в СССР на рубеже 1934—1935 годов, Россия “воскресает” после грандиозного революционного катаклизма. В этом заключалась известная доля истины, и (о чем уже подробно говорилось) если бы не совершился определенный поворот в таком направлении, Отечественная война могла бы закончиться иначе (и, в частности, не обрела бы само свое название...). Как и в других случаях, я отнюдь не имею в виду “альтернативное” мышление об истории: во второй половине 1930-х годов происходило именно то, что происходило, и вообще история (как уже отмечалось) несет в себе свой объективный смысл — более весомый, чем любые наши субъективные мысли о ней...

Но после Победы, когда СССР закономерно стал “вождем” целого “соцлагеря”, уже невозможно было делать основной упор на собственной, “национальной”, истории (выше шла речь о том, что в наиболее “самостоятельной” из стран соцлагеря, Югославии, этого рода тенденции в жизни СССР вызывали в 1947—1948 годах открытое возмущение) ** .

Что же касается хрущевского периода, в продолжение его осуществляется многосторонняя реанимация революционных духа и буквы, время с середины 1930-х до смерти Сталина подвергается самому резкому осуждению, и разрыв с предреволюционной историей становится намного более глубоким. Это с очевидностью выразилось в происходивших в хрущевские годы своего рода второй коллективизации деревни, новой и весьма жесткой атаке на Церковь, резком расширении коммунистической пропаганды и т. д.

*   *   *

Выше говорилось о нынешнем восхвалении Хрущева за те или иные его действия. Но в последнее время был опубликован ряд воспоминаний людей из ближайшего его окружения, которые оценивают роль Никиты Сергеевича весьма и весьма негативно. Правда, есть основания предполагать, что на оценки некоторых из таких авторов повлияло личное недовольство Хрущевым, ибо они по его воле снимались с высоких должностей (а в то время подобные случаи очень многочисленны) или вообще подвергались гонениям (как, например, В. М. Молотов или Д. Т. Шепилов).

Но вот мемуары под заглавием “В годы руководства Н. С. Хрущева”, принадлежащие многоопытному В. Н. Новикову, который занял пост зам. наркома вооружения СССР еще в 1941 году, а в 1960—1963-м был заместителем председателя Совета Министров СССР — то есть Хрущева — председателем Госплана СССР и представителем СССР в СЭВ; правда, в 1963-м году он был “понижен” до министра — председателя Комиссии по внешнеэкономическим вопросам, но это не являлось серьезной опалой, могущей вызвать тяжкую обиду.

Владимир Николаевич утверждал, что “государственная машина, раскрученная до 1953 г., продолжала работать и двигалась в основном вперед независимо от того, кто где сидел. Мне даже представляется, что если бы тогда “там” вообще никого не было, страна продолжала бы существовать и развиваться по линии, намеченной ранее”.

Но, констатирует В. Н. Новиков, “стремление к реорганизациям у Хрущева проявилось почти с самого начала его деятельности... Никак нельзя написать, будто все предложения Хрущева были дурными, как тщатся доказать некоторые его ненавистники. Были и явно разумные”.

Вместе с тем, давая конкретные характеристики хрущевских “реорганизаций”, его бывший заместитель оценивает их достаточно противоречиво. “Одним из крупных шагов в промышленности, — напоминает он, — стало тогда (в 1957 году. — В. К. ) решение о создании совнархозов и ликвидации в связи с этим промышленных министерств... Хрущев видел в этой форме приближение местных партийных и советских органов к управлению промышленностью... Если говорить о деятельности совнархозов, то можно сказать, что на первом этапе они сделали немало хорошего. Ошибка же заключалась в том, что систему управления промышленностью подстроили к существовавшей системе организации парторганов... Соблюдался принцип: обком КПСС — совнархоз”.

Но едва ли можно говорить в данном случае об “ошибке”; выше было показано, что власть стала перемещаться из государства в партию, и результат, который В. Н. Новиков считает “ошибкой”, был всецело закономерен. Не менее существенно, что введение совнархозов (советов народного хозяйства) являлось тем “возвратом” к революционной эпохе, который вообще типичен для хрущевского времени (совнархозы играли руководящую роль с декабря 1917-го до марта 1932 года, когда их функции были целиком переданы наркоматам).

В. Н. Новиков утверждает, что введение совнархозов явилось одной из причин антихрущевской оппозиции, что именно тогда (в 1957-м) “сложилась так называемая антипартийная * группа... Более молодые члены и кандидаты в члены Политбюро (точнее, Президиума. — В. К. ) высказывались за Хрущева, “старая гвардия” (Молотов, Маленков, Каганович, некоторые иные...) выступила против...”

Как известно, совнархозы были ликвидированы вскоре после “свержения” Хрущева, в 1965 году. Но В. Н. Новиков пишет: “Я отвергаю мнение тех лиц, тоже работавших в ту пору на достаточно высоких постах, кто сегодня пишет о ненужности совнархозов... Поначалу (повторюсь) от совнархозов был большой толк. Хуже пошло дело, когда начали проявляться волюнтаристские методы при решении различных вопросов хозяйства страны. С течением времени такого типа решения становились все более частыми” [378] и т. д.

В последнее время появилось немало сочинений, в которых Хрущева обвиняют в “развале”, “подрыве” и т. п. созданной ранее мощной государственной системы социализма, притом — что вообще-то парадоксально — обвинения этого типа исходят из уст “левых” (“левых” в том истинном значении сего слова, которое стало очевидным лишь в наши дни) идеологов. Но, во-первых, глубокая суть “хрущевских” реорганизаций основывалась на состоянии страны в целом — в частности, на устремленности той — чрезвычайно многочисленной (около трети от всего населения, включая детей и стариков) — молодежи, о которой шла речь выше; приписывание определяющей роли Никите Сергеевичу — все тот же “культ”. А, во-вторых, уместно ли говорить о “развале” в свете тогдашних достижений?

Конечно, — технологический фундамент страны был заложен еще до 1953 года, но то, что воздвигалось на нем позднее, поистине грандиозно: 27 июня 1954-го — пуск первой в истории мира АЭС; 4 октября 1957-го — запуск первого в мире спутника и спуск на воду опять-таки первого в мире атомного ледокола; 14 октября 1959-го — первое прилунение межпланетной станции; 1 января 1961-го — первый человек в космосе; 12 октября 1964 (кстати, за два дня до “свержения” Хрущева) — начало полета трехместного космического корабля и т. д.

Напомню еще, что с 1954-го по 1964 год производство электроэнергии увеличилось почти в 5 раз, добыча нефти — в 3,5 раза, выплавка стали — в 2 раза, производство цемента — в 3,2 раза и т. п. Словом, едва ли есть серьезные основания для полного отвержения хрущевских “реорганизаций” (хотя к 1964 году их потенциал, по-видимому, был исчерпан). Определенное высвобождение человеческой энергии из-под директивной опеки всевластных министерств дало плоды, и это было своего рода возвратом (разумеется, не буквальным, а только являющим собой аналогию) ко времени движимого “революционным” энтузиазмом восстановления и, затем, интенсивного роста промышленности в конце 1920 — начале 1930-х годов, — когда и действовали совнархозы (восстановленные в 1957-м).

Правда, гораздо хуже обстояло дело в сельском хозяйстве. За те же годы сбор зерна и производство мяса увеличились примерно в 1,5 раза, но при этом нельзя не учитывать, что в 1,2 раза выросло и население страны.

Как уже сказано, в послесталинское время предлагались две программы — “маленковская”, являвшая собой как бы новый вариант нэпа, в частности, делавшая ставку на расширение и поощрение приусадебных личных хозяйств колхозников и совхозных рабочих, и хрущевская, которая, напротив, имела в виду сосредоточение всех усилий в “укрупненных” колхозах и совхозах, — для чего начались урезания и ущемления личных хозяйств.


[««]   Вадим Кожинов Россия. Век XX (1939-1964) Опыт беспристрастного исследования.   [»»]

Главная страница | Информация

Hosted by uCoz